Как обычно бывает, всё хорошо, до проверки госконтролем.
Комитет госконтроля подвел итоги проверки организаций жилищно-коммунального хозяйства и обоснованности формирования цен на услуги ЖКХ
10 Июль 2013
Сегодня в Комитете государственного контроля состоялся брифинг начальника главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства КГК Сергея Ровнейко, в ходе которой были озвучены результаты проверки по вопросам соблюдения режима экономии и бережливости в организациях жилищно-коммунального хозяйства, а также обоснованности формирования цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства, оказываемые населению.
По результатам контрольных мероприятий, проведенных в первом полугодии 2013 года, выявлены многочисленные факты нерационального использования, сверхнормативного расхода и потерь энергетических, водных и иных ресурсов.
В настоящее время ЖКХ республики характеризуется несовершенной системой управления, высокими эксплуатационными затратами. Значительный износ существующих сетей и сооружений приводит к большим потерям энергии и воды. Действующая система ценообразования, построенная на затратных принципах формирования тарифов, не побуждает коммунальные предприятия к снижению себестоимости предоставляемых услуг и повышению тем самым эффективности собственной деятельности.
Как отметил С.Ровнейко, в организациях ЖКХ не хватает элементарной дисциплины по соблюдению действующих нормативных правовых актов, а также мер, которые бы стимулировали организации жилищно-коммунального хозяйства снижать собственные затраты.
Проверками установлено, что бюджетное финансирование организаций ЖКХ во многих случаях осуществлялось без учета нормативов. При этом возникающие разрывы в объемах доходов и расходов покрывались за счет средств местных бюджетов. В результате в 2012 году по сравнению с предыдущим годом доля возмещения затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг за счет бюджетных субсидий возросла на 6,8%.
Как установлено проверкой наряду с объективными факторами (повышение цен на энергоресурсы, рост амортизационных отчислений, увеличение расходов по оплате труда, налоговых платежей и др.) росту себестоимости жилищно-коммунальных услуг способствовали субъективные причины: несоблюдение установленного порядка отнесения затрат на себестоимость, нерациональное использование ресурсов, превышение установленных норм их расходования и т.д.
Нарушения порядка формирования себестоимости влекут необоснованные выплаты из бюджета субсидий на возмещение части понесенных затрат. Например, в 2011–2013 гг. в результате необоснованного отнесения затрат на себестоимость оказываемых потребителям услуг теплоснабжения филиалом «Районное ЖКХ» УП «Коммунальник» (г.Молодечно) были незаконно получены бюджетные субсидии в размере 6,17 млрд. руб., УКПП «Коммунальник» (г.Кричев, Могилевская область) – в сумме 2,8 млрд. руб.
Принимаемые органами управления меры по обеспечению снижения себестоимости оказываемых услуг зачастую не имеют ощутимого экономического эффекта. Только по результатам проверки 46 организаций ЖКХ (около 8% от их общего количества) Комитетом госконтроля выявлено необоснованное завышение себестоимости жилищно-коммунальных услуг на сумму 24,5 млрд. руб. «Эти суммы должны быть покрыты за счет прибыли организации, а по факту компенсируются за счет бюджетного финансирования», – отметил С.Ровнейко.
Общая стоимостная оценка нормируемых потерь в 2012 году составила по услуге водоснабжения около 585 млрд. руб., по услуге теплоснабжения – 1226 млрд. руб. Например, в 2012 году потери воды в системе водоснабжения КУП «Минскводоканал» составили 46 млн. м3 (25% от объема подачи), на добычу и транспортировку которой израсходовано свыше 47 млрд. руб. На КУМПП «Ляховичское ЖКХ» (Брестская область) потери тепла по котельным, расположенным в сельской местности, составляли до 61,5%.
К росту затрат приводит эксплуатация оборудования, мощность которого не соответствует присоединенной нагрузке. Например, в пос.Юбилейный КУП «ЖКХ Минского района» используется котельное оборудование мощностью 28,8 Гкал/ч при присоединенной нагрузке только 6,7 Гкал/ч, а по Витебской области в 2012 году фактическая подключенная мощность систем водоснабжения не превысила 26,4% от установленной.
Ухудшают финансовое состояние организаций ЖКХ существенные затраты непроизводственного характера, а также несвоевременность платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги. Только на содержание выявленных в ходе проверки 69 непроизводительных объектов в 2011–2012 гг. затрачено более 39 млрд. руб.
Не получила должного развития система формирования конкурентных отношений в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, которая может служить одним из путей эффективного развития отрасли. Отсутствие привлекательных условий для долгосрочного инвестирования и прочие факторы не стимулируют частный капитал к развитию деятельности в этой сфере экономики.
Всего по результатам проверки организаций ЖКХ выявлено сверхнормативных потерь воды и тепловой энергии на общую сумму 31,4 млрд. руб., необоснованное завышение себестоимости жилищно-коммунальных услуг в размере 24,5 млрд. руб., к перечислению в бюджет предъявлено 5,5 млрд. руб. административных штрафов и 20,5 млрд. руб. незаконно использованных бюджетных средств. К административной ответственности привлечено 46 должностных лиц, к дисциплинарной – 98.
По мнению Комитета госконтроля, основным резервом снижения затрат в системе ЖКХ является максимальное устранение негативного влияния потерь и неучтенного расходования всех видов ресурсов. Снижение потерь, учитываемых в себестоимости, только на 1% позволило бы получить экономию в размере около 100 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что по результатам проверок Комитет государственного контроля предложил Правительству и ответственным органам государственного управления выполнить ряд мероприятий. В частности, выработать комплекс дополнительных мер по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг за счет оптимизации схем тепло- и водоснабжения, сокращения уровня нормируемых и исключения сверхнормативных потерь всех видов материальных ресурсов; провести оптимизацию структуры управления системой жилищно-коммунального хозяйства, нормативов численности и оплаты труда работников организации ЖКХ; пересмотреть практику передачи на баланс организаций ЖКХ непроизводительных объектов инфраструктуры, не связанных с их основной деятельностью.
Вопросы устранения выявленных нарушений и ход реализации выработанных предложений находятся на постоянном контроле в Комитете госконтроля. Согласно поручению Президента Республики Беларусь все нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверок, должны быть устранены ответственными исполнителями по итогам работы за 9 месяцев 2013 года.
/kgk.gov.by/ru/press-center/news/