16 апр. 2014 г.

Новое в страховании авто. Дополнено



Самое интересное для страхователя - что теперь страховая компания будет компенсировать автовладельцу "фактические расходы, понесенные на ремонт поврежденного транспортного средства, - за вычетом стоимости обновления деталей". Как на практике будут выплачиваться страховые выплаты за ремонт авто после аварий, AUTO.TUT.BY пояснила начальник управления методологии, организации и актуарных расчетов Белорусского бюро по транспортному страхованию Раиса Александрович. 


Как сейчас? 

После ДТП страхователь (потерпевший автовладелец) обращается в страховую компанию. Оценщик определяет размер вреда. Страховщик выплачивает страховое возмещение. Далее ремонт ложится на плечи автовладельца. Кому-то страховых выплат хватает с лихвой - и еще остается, кому-то - не хватает покрыть фактические расходы.


Как будет после 1 июля?

- Предусмотрено три варианта получения потерпевшими страхового возмещения, - пояснила Раиса Александрович.


Вариант 1.

Если вам удобно, как сейчас, - пожалуйста: владелец идет в страховую, та оценивает вред, выплачивает возмещение (наличными деньгами) - и занимайтесь ремонтом сами.

- В таком случае размер вреда будет определен расчетным методом исходя из среднеарифметической стоимости одного нормо-часа работ с учетом износа, - поясняет представитель бюро.

В чем подвох? Автолюбители часто жалуются на то, что им не хватает на ремонт. Причин тому несколько: они хотят не просто восстановить автомобиль до предаварийного состояния, но и обновить его - например, заменить поврежденное в ДТП бэушное крыло на новое. Страховая это не оплатит - вычтет долю "обновления". Или же виной тому, что "не хватает", разные стоимости нормо-часов: страховщики сегодня берут в расчет стоимости нормо-часа работ по ремонту легковой иномарки "среднеарифметические" 186310 - 208680 рублей (машины возрастом 5-10/до 5 лет), что в среднем на 20% ниже среднерыночной цены на СТО. На дилерских центрах же некоторых автомобильных марок стоимость нормо-часа доходит до 400 тыс. 

Вариант 2. 

Подвоха (по крайней мере в части стоимости нормо-часа) больше не будет - страховая возместит вам то, что вы уже потратили на ремонт.

После ДТП вы обращаетесь в страховую организацию - и далее см. вариант 1. Все то же самое, но после получения страхового возмещения и оплаты ремонта автомобиля на самостоятельно выбранной СТО вы теперь можете обратиться к страховщику за доплатой - исходя из фактической, а не определенной оценщиком стоимости восстановления поврежденной машины.

- После предоставления документов (заказа-наряда) по фактическому ремонту автомобиля на выбранном автовладельцем СТО страховщик произведет доплату исходя из стоимости нормо-часа работ конкретной СТО и фактической стоимости материалов и работ, которые были использованы - с учетом износа, - пояснила Раиса Александрович.

Вариант 3.

Его представители Белорусского бюро по транспортному страхованию называют "европейским". Кратко суть можно описать так: ремонт машины клиента - дело страховой.

Страховщик будет вправе предложить потерпевшему с его письменного согласия направить автомобиль для ремонта на предложенную страховой компанией СТО. То есть в данном случае деньги к страхователю не попадают - напрямую перечисляются от страховой к СТО, клиент же получает отремонтированный до предаварийного состояния автомобиль.


В какую страховую обращаться - зависит от вашего договора 

Если у вас обычная "автогражданка" и вы - потерпевший в ДТП, то вправе обратиться как в страховую виновника аварии, так и в свою, напоминают в бюро, а если есть еще и КАСКО - то и в компанию, оформившую договор добровольного страхования (КАСКО).

Если же у вас договор комплексного внутреннего страхования ("автогражданка" + КАСКО) и вы - виновник ДТП, то должны обращаться в свою страховую, оформившую этот полис.

Если же вы - потерпевший в ДТП, а у виновника нет страховки, то вы можете обращаться только в Белорусское бюро по транспортному страхованию, именно здесь возместят вред.

Как потом страховые компании будут разбираться между собой - клиента волновать не должно.


Всем потерпевшим в ДТП - до 10 тыс. евро
Сняты ограничения по общему размеру страхового возмещения нескольким потерпевшим по одному страховому случаю - ранее они не могли превышать 30 тыс. евро.

Страховщики вспоминают масштабную аварию на могилевской трассе во время снежного шторма "Хавьер" в марте 2013 года: более 15 потерпевших, вред причинен как имуществу, так и здоровью. По нынешним нормам общая сумма компенсации лимитирована, и на деле нередко получалось так, что если за страховым возмещением первым обращался владелец дорогостоящего автомобиля и сразу "вынимал" из лимита положенную ему компенсацию, то другим участникам могли достаться крохи или вообще ничего.

- Теперь совокупная сумма возмещения не лимитирована - каждому из участников положено до 10 тыс. евро, - пояснили в бюро.

"Европротокол" до 400 евро
Как уже писал AUTO.TUT.BY, увеличен размер страховой выплаты при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГАИ - с 200 до 400 евро. Это, по мнению представителей Белорусского бюро, стимулирует участников ДТП оформлять большее количество аварий, не требующих предварительного расследования, без ГАИ - упрощая тем самым себе порядок получения страховых выплат (в срок до 5 дней) и не создавая пробок на дорогах в ожидании экипажа ДПС.

Сейчас без ГАИ оформляются около 15% "железных" ДТП. Страховщики надеются, что после вступления в силу новых правил их количество увеличится до 30-35%.

Мопеды и квадроциклы
Еще с апреля 2011 года мопеды и квадроциклы подлежат регистрации в ГАИ, но обязательное страхование ответственности владельца предусмотрено не было. Теперь же оформлять "автогражданку" на них необходимо. Страховые взносы зависят от объема двигателя: до 150 "кубиков" - 0,7 евро на месяц, 4,2 евро - на год.


"Автогражданка + КАСКО": комплексную страховку теперь можно платить в два этапа
- При заключении договора комплексного внутреннего страхования предусмотрена уплата страхового взноса в два этапа, - рассказала Раиса Александрович.

Ранее взнос по данному типу страховки (условно это "автогражданка плюс КАСКО" в одном договоре: владелец страхует как свою ответственность перед третьими лицами, так и собственный автомобиль) уплачивался единожды: для автомобилей с объемом двигателя 1,8-2,5 л - 80,2 евро на полгода, 110,4 евро на год.


"Зеленая карта" на РФ
"Зеленую карту", действующую только на территории России, теперь можно купить не только за доллары или евро, но и российские рубли.

- Нас спрашивают, почему не добавить возможность покупать этот полис за национальную валюту - белорусские рубли. Но дело в том, что при наступлении страхового случая возмещение потерпевшим по договору страхования "Зеленая карта" выплачивается в валюте страны (в данном случае - российских рублях) или свободно конвертируемой (долларах, евро). Иностранная страховая организация, которая произвела выплаты, выставляет белорусской компании требование на сумму выплаты только в иностранной валюте, - пояснила представитель бюро.

Если не доплатил страховой за увеличение рисков - штраф
Когда автовладелец заключает договор страхования, он декларирует определенные страховые риски, от которых зависит размер страхового взноса. Например, если автомобиль зарегистрирован в Минске, его владелец заплатит больше, чем если бы он ездил по сельской местности. Или же владелец страхует автомобиль, который должен использовать для личных целей, а потом начинает работать на нем в такси - для таких машин предусмотрены иные, более высокие, взносы.

Если страховые риски возрастают, страхователь обязан уведомить об этом страховую компанию и доплатить взносы. На практике же это делают редко - в целях экономии. Однако при наступлении страхового случая страховая проверяет все данные - и ранее, если вскрывался факт уклонения, страховая выставляла такому владельцу регрессный иск на сумму всего выплаченного ею второму участнику страхового возмещения. Проще говоря, кто-то не доплатил 10 евро разницы во взносах - а потом получил обязанность возвращать страховой 10 тыс. евро выплаченного вреда. Теперь все будет гораздо гуманнее.

- Страхователь, не доплативший взносы, получит штраф в двойном размере суммы недоплаты. После получения уведомления от страховщика он обязан погасить его в течение 10 дней, - пояснила Раиса Александрович. 

То есть если разница в размерах взносов составляла 10 евро, то нужно будет заплатить 30 евро. Никаких регрессов в этом случае не будет. Если не заплатить - страховщики на основании исполнительной надписи нотариуса будут взыскивать штраф через судебных исполнителей.



Читать полностью: http://auto.tut.by/news/exclusive/396140.html


Для обеспечения финансовой компенсации причиненного гражданам и организациям вреда при возникновении чрезвычайной ситуации на потенциально опасных объектах и при перевозке опасных грузов предусматривается введение двух новых видов обязательного страхования: гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, и гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.



По договорам обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами увеличен размер страховой суммы по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, с 3 тыс. до 5 тыс. евро.
Также указом в рамках осуществления обязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих на территории Республики Беларусь, этим категориям граждан предоставлено право использовать страховой полис иностранных страховых организаций без заключения дополнительного договора обязательного медицинского страхования с белорусским страховщиком.

Кроме того, страховые организации с иностранными инвестициями получили право заключать договоры добровольного страхования жизни с гражданами РБ.

по материалам СМИ