Новый закон Беларуси “Об обращениях граждан и юридических лиц” вступил в силу 22 января 2012 года. Он призван стать комплексным законодательным актом, объединяющим все права и обязанности граждан, касающиеся рассмотрения обращений. Изучить можно здесь pravo.by/pdf.
Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим Ипатов разъясняет: – Основной новеллой закона является появление нового вида – электронных обращений, а также регламентация порядка и сроков их рассмотрения.
Определенные нововведения касаются и проведения личного приема. Законом также устанавливаются унифицированные сроки рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Так, письменные обращения, в том числе вносимые в Книгу замечаний и предложений, должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца. Новым является и требование, чтобы ответы направлялись заявителю на языке обращения.
Кроме того, документ содержит новшества, направленные на решение проблем, которые были выявлены за время применения ранее действовавших актов законодательства.
– Какие моменты в работе с обращениями граждан до сих пор не были учтены?
– Важная особенность нового закона в том, что он совершенствует и упрощает существующий порядок рассмотрения обращений. В частности, предусмотрено, что действие закона не распространяется на переписку госорганов при выполнении ими функций, возложенных нормативными правовыми актами. Это поможет избежать вопросов об отнесении такой переписки к обращениям юридических лиц. Кроме того, устанавливаются конкретные формы подачи каждого вида обращения. Обращения, которые будут подаваться какими-то иными способами, не указанными в законе (например, факсы), не подпадают под его действие.
Законом также четко оговорено, на какие обращения ответы не направляются. Так, госорган или организация имеют право не направлять ответ при отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо на обращения с благодарностью.
Письменные ответы также могут не направляться заявителям, если для решения их вопросов совершены определенные действия – выполнены работы, оказаны услуги – в присутствии заявителей.
– Каким образом будет работать механизм электронного обращения?
– Обязанность по их рассмотрению возлагается на государственные органы и иные госорганизации. Обращения, поступившие в негосударственные учреждения, рассматриваются по решению руководителя этого учреждения.
Электронное обращение должно содержать те же реквизиты, что и письменное, за исключением требования о наличии личной подписи. Вместо личной подписи в нем в обязательном порядке должен быть указан адрес электронной почты заявителя.
Электронное обращение в государственные органы должно в обязательном порядке содержать следующую информацию: Ф.И.О. заявителя, место его жительства и/или работы (учебы), суть обращения, адрес электронной почты. Анонимные обращения, если в них нет сообщения о преступлении, рассматриваться не будут. Указывайте, пожалуйста, при обращении все необходимые данные.
Направляться в государственные органы и иные госорганизации электронные обращения могут на адрес электронной почты или размещаться в специальной рубрике на официальных сайтах организаций в сети Интернет. Таким образом, со вступлением закона в силу на сайтах всех государственных органов и государственных организаций должны появиться соответствующие формы обратной связи для подачи обращений.
При этом госорганизация обязана ответить только на те электронные обращения, которые направлены на электронную почту или специальную страничку на сайте. На обращения, размещенные на различных форумах и т.д., действие закона распространяться не будет.
Закон также предусматривает, что ответы на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителя. Однако в ряде случаев на такие обращения будут направляться письменные ответы. Если гражданин не удовлетворен ответом на электронное обращение, он может с тем же вопросом обратиться на личный прием. При этом чиновник, рассматривавший обращение, несет ответственность за недобросовестное отношение к решению вопроса гражданина.
– Определена ли в законе ответственность граждан за необоснованное обращение?
– Закон закрепляет меры ответственности граждан за необоснованное обращение и злоупотребление правом на обращение. В частности, предусматривается, что расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Кроме того, гражданину придется также ответить по закону, если в его заявлении содержалась клевета или оскорбления.
– Закон предусматривает возможность проведения во время приема граждан аудио– и видеозаписи. С какой целью введена эта норма и не нарушает ли она права граждан?
– Возможность применения технических средств предусмотрена для защиты прав и законных интересов граждан. Кроме того, такая возможность позволяет исключить случаи уклонения от ответственности должностных лиц, допускающих грубость, хамское отношение к заявителям, иные нарушения законодательства. При этом закон устанавливает, что использование соответствующих технических средств допускается лишь по решению руководителя организации, в которой проводится личный прием. Кроме того, заявитель должен быть поставлен в известность, что проводится та или иная запись разговора. Если заявитель не согласен, чтобы во время личного приема велась аудио-, видеозапись, он может вместо устного обращения подать письменное или электронное обращение.
Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим Ипатов разъясняет: – Основной новеллой закона является появление нового вида – электронных обращений, а также регламентация порядка и сроков их рассмотрения.
Определенные нововведения касаются и проведения личного приема. Законом также устанавливаются унифицированные сроки рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Так, письменные обращения, в том числе вносимые в Книгу замечаний и предложений, должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца. Новым является и требование, чтобы ответы направлялись заявителю на языке обращения.
Кроме того, документ содержит новшества, направленные на решение проблем, которые были выявлены за время применения ранее действовавших актов законодательства.
– Какие моменты в работе с обращениями граждан до сих пор не были учтены?
– Важная особенность нового закона в том, что он совершенствует и упрощает существующий порядок рассмотрения обращений. В частности, предусмотрено, что действие закона не распространяется на переписку госорганов при выполнении ими функций, возложенных нормативными правовыми актами. Это поможет избежать вопросов об отнесении такой переписки к обращениям юридических лиц. Кроме того, устанавливаются конкретные формы подачи каждого вида обращения. Обращения, которые будут подаваться какими-то иными способами, не указанными в законе (например, факсы), не подпадают под его действие.
Законом также четко оговорено, на какие обращения ответы не направляются. Так, госорган или организация имеют право не направлять ответ при отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо на обращения с благодарностью.
Письменные ответы также могут не направляться заявителям, если для решения их вопросов совершены определенные действия – выполнены работы, оказаны услуги – в присутствии заявителей.
– Каким образом будет работать механизм электронного обращения?
– Обязанность по их рассмотрению возлагается на государственные органы и иные госорганизации. Обращения, поступившие в негосударственные учреждения, рассматриваются по решению руководителя этого учреждения.
Электронное обращение должно содержать те же реквизиты, что и письменное, за исключением требования о наличии личной подписи. Вместо личной подписи в нем в обязательном порядке должен быть указан адрес электронной почты заявителя.
Электронное обращение в государственные органы должно в обязательном порядке содержать следующую информацию: Ф.И.О. заявителя, место его жительства и/или работы (учебы), суть обращения, адрес электронной почты. Анонимные обращения, если в них нет сообщения о преступлении, рассматриваться не будут. Указывайте, пожалуйста, при обращении все необходимые данные.
Направляться в государственные органы и иные госорганизации электронные обращения могут на адрес электронной почты или размещаться в специальной рубрике на официальных сайтах организаций в сети Интернет. Таким образом, со вступлением закона в силу на сайтах всех государственных органов и государственных организаций должны появиться соответствующие формы обратной связи для подачи обращений.
При этом госорганизация обязана ответить только на те электронные обращения, которые направлены на электронную почту или специальную страничку на сайте. На обращения, размещенные на различных форумах и т.д., действие закона распространяться не будет.
Закон также предусматривает, что ответы на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителя. Однако в ряде случаев на такие обращения будут направляться письменные ответы. Если гражданин не удовлетворен ответом на электронное обращение, он может с тем же вопросом обратиться на личный прием. При этом чиновник, рассматривавший обращение, несет ответственность за недобросовестное отношение к решению вопроса гражданина.
– Определена ли в законе ответственность граждан за необоснованное обращение?
– Закон закрепляет меры ответственности граждан за необоснованное обращение и злоупотребление правом на обращение. В частности, предусматривается, что расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Кроме того, гражданину придется также ответить по закону, если в его заявлении содержалась клевета или оскорбления.
– Закон предусматривает возможность проведения во время приема граждан аудио– и видеозаписи. С какой целью введена эта норма и не нарушает ли она права граждан?
– Возможность применения технических средств предусмотрена для защиты прав и законных интересов граждан. Кроме того, такая возможность позволяет исключить случаи уклонения от ответственности должностных лиц, допускающих грубость, хамское отношение к заявителям, иные нарушения законодательства. При этом закон устанавливает, что использование соответствующих технических средств допускается лишь по решению руководителя организации, в которой проводится личный прием. Кроме того, заявитель должен быть поставлен в известность, что проводится та или иная запись разговора. Если заявитель не согласен, чтобы во время личного приема велась аудио-, видеозапись, он может вместо устного обращения подать письменное или электронное обращение.
с использованием материала БелТА