Конструктивная критика - критика, в которой говорится не что
плохо, а что и как сделать лучше.
У критикующего, как правило, добрые намерения, он хочет что-бы было лучше. Но важно не только что ты говоришь, но и как! Что-бы достичь цели необходимо это помнить.
Мудрые люди не обращают внимания как человек говорит, а обращают внимание на то что он говорит! Хотя для большинства такой мудрый подход очень труден.
«Ты был эффективен в этом… Ты был
бы более эффективен, если… (Ты будешь более эффективен, когда…)» или «Это было
замечательно, а вот это, на мой взгляд, можно сделать лучше. Мне это видится,
например, так…»
То есть: "Что хорошо, что
изменить или добавить, чтобы получить требуемый результат".
Конструктивность критики - необходимый элемент
психологической грамотности.
Если вы не знаете, что подсказать и как помочь человеку,
которого вы собираетесь критиковать - не делайте этого.
Девочка Маша просит конструктива:
А действительно, как поступать
маленькой девочке, когда другая маленькая девочка грубо отнимает у нее ее
игрушку, на слова не реагирует, а когда она стукает ее слабо, в ответ стукает
ее сильно?
Тогда я сказал себе: "Может
быть, мне сильно не нравятся чье-то поведение. Но если мне нечего человеку
предложить, как простое решение, я не имею права его критиковать!" Нет
конструктива - критика запрещена.
С тех пор в нашей семье это имеет
силу закона. Если кто-то что-то делает плохо, ругаться, кричать или обижаться
нельзя: можно попросить или предложить то, что тебя устроит больше.
Неправильно - Правильно
Почему ты не сходил в
магазин. я же тебя просила? -
Пожалуйста, сходи в магазин, мне нужно приготовить обед.
Что ты на меня
кричишь? - Пожалуйста, давай это обсудим в другом, более спокойном тоне.
Кстати, конструктив может
предложить и другая сторона, если сама знает, чем и как другой человек может ей
помочь. Например,
- Меня злит, когда я тебя прошу,
а ты не обращаешь на это внимания!
- Прости, пожалуйста. Но ты на
меня не ругайся, а другой раз просто напомни еще раз. Мне всегда приятно, когда
ты ко мне лишний раз подойдешь. Я же действительно просто отвлекаюсь и забываю.
Да? Поможешь мне?
Понятно, что и это не решает всех вопросов, но
договариваться мы с тех пор стали быстрее и чаще.
Смотри также:
Грамотная критика
Критика деструктивная и конструктивная
Критика Плюс-минус-плюс
Реакция на ошибки
Подготовленная разборка
Обмен мнениями о критике - http://sapegin.livejournal.com/392297.html
Важен и тон высказывания! Он
может быть искренне доброжелательным, тогда критика лучше воспринимается. Важно
чтобы Вы хотели, высказывая критику, «поднять» человека, а не «опустить»,
показать какой человек плохой! Тогда критика не воспринимается в «штыки»!
В Древней Греции критик был специально обученным человеком. В
его обязанности входило мирное разрешение конфликтов между горожанами и
высокопоставленными лицами. Отсюда и пошло слово «критика» — искусство
разбирать сложные ситуации. В наши же дни это слово приобрело довольно
негативный оттенок. Но не всякаякритика плоха! В этой статье я расскажу вам
как правильно критиковать, а вернее, как научиться искусству разбирать
непростые коллизии.
Способность критически относиться к чему-либо — это умение
анализировать, выявлять противоречия, а также сильные и слабые стороны явлений,
мыслей, идей. То есть, это способность давать чему-либо свою оценку. Если
говорить о людских взаимоотношениях, то здоровая критика необходима для того, чтобы помочь
человеку обнаружить и трансформировать свои зоны развития. Такая критика не только помогает улучшать свои
навыки, но и сама по себе учит выдерживать фрустрацию в отношениях. Но всегда
ли так хороша «ложка критики к обеду»?
В чужом глазу бревно…
Существуют два вида критики — конструктивная и деструктивная.
Конструктивная критиказаключается
в том, что человек, не оскорбляя оппонента, объясняет, что ему не нравится в
поведении или действии этого человека, и предлагает варианты, как исправить
ситуацию. Но чаще всего люди критикуют деструктивно, что называется, под
властью эмоций. В итоге многие склонны смешивать два вида критики и вместо
того, чтобы помочь другому человеку стать в чем-то конкретном эффективнее и
сильнее, причиняют своим близким и
коллегам боль через обесценивание, унижение и оскорбления — скрытые или явные.
Назовем несколько причин, почему люди критикуют:
1. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
Некоторые
не прочь возвыситься за счет других — они обычно критикуют всех и все подряд. У
таких людей заниженная самооценка, они не умеют самосовершенствоваться и
пытаются «вырасти», унижая окружающих. Например, замечают за другими ошибки и
громко об этом заявляют, хотя в своем глазу, как говорится, и «бревна не
заметят». Самоутверждаясь за счет других, они возвышаются в собственных глазах,
и это приносит им удовлетворение. Важно. Самосовершенствование — это постоянная
и нелегкая работа. А раскритиковать другого человека в пух и прах, после чего
выглядеть на его фоне молодцом — это проще всего. Если вы всерьез решили
сказать человеку об его ошибке, помните: сначала укажите на положительные
качества критикуемого. Не для того, чтобы подсластить пилюлю, но для того,
чтобы поддержать его самооценку и, соответственно, способность принимать
критику конструктивно, с пользой для себя. А потом уже мягко укажите на ошибку.
Например: «Ольга, предыдущие проекты были гениальны, возможно, сейчас вы
устали, но этот макет нужно доработать». При такой критике вы указываете на
ошибку и не переходите на личность человека.
2. ЗАВИСТЬ
Как правило, завистливые люди критикуют то, что хотят иметь
сами. Сказав гадость, они как бы устанавливают для себя внутренний баланс. Мол,
у меня нет, зато я ей это высказала, пусть теперь она помучается.
Важно. Попробуйте не поругать, а восхититься вслух тем, что хотите иметь. И это, поверьте, принесет вам больше положительных эмоций и внутреннего равновесия. В порыве злобы вы будете тонуть в собственной «грязи», которой пытаетесь замарать другого. А восхищаясь, вы дадите повод для радости, укрепите отношения с человеком, ведь добрые дела возвращаются нам сторицей.
Важно. Попробуйте не поругать, а восхититься вслух тем, что хотите иметь. И это, поверьте, принесет вам больше положительных эмоций и внутреннего равновесия. В порыве злобы вы будете тонуть в собственной «грязи», которой пытаетесь замарать другого. А восхищаясь, вы дадите повод для радости, укрепите отношения с человеком, ведь добрые дела возвращаются нам сторицей.
3. СОРВАТЬ
ЗЛО
Неудачный день, аврал на работе, клиенты недовольны… И вот
человек приходит домой. Ему надо разрядиться, и, скорее всего, «громоотводом»
послужат близкие. Раздраженный человек всегда найдет пару-тройку критических
замечаний для окружающих. Эта «критика», к сожалению, — устоявшаяся
форма общения во многих семьях.
Важно. Если вы пришли в таком состоянии с работы, лучше ни с кем не разговаривайте, а сразу идите в ванную и примите горячий душ, успокойтесь и расслабьтесь. Сейчас вас будут раздражать все, кому хорошо, потому что вам-то очень плохо. Если хотите выплеснуть свои эмоции, лучше расскажите кому-нибудь из близких или другу-подруге по телефону, что произошло, и попросите совета. Или хотя бы просто выговоритесь — вам сразу станет легче.
Важно. Если вы пришли в таком состоянии с работы, лучше ни с кем не разговаривайте, а сразу идите в ванную и примите горячий душ, успокойтесь и расслабьтесь. Сейчас вас будут раздражать все, кому хорошо, потому что вам-то очень плохо. Если хотите выплеснуть свои эмоции, лучше расскажите кому-нибудь из близких или другу-подруге по телефону, что произошло, и попросите совета. Или хотя бы просто выговоритесь — вам сразу станет легче.
4. НАМ ХОТЯТ
ДОБРА
Порой близкие люди, подруги, коллеги говорят нам что-то
нелицеприятное, но верное. Вполне возможно, что мы совершили какую-то ошибку
или не сделали то, что должны были сделать. Внутренне мы сами испытываем
угрызения совести, и слова окружающих в данном случае показывают: другие тоже
заметили наш промах. Правда, опять же в порыве эмоций люди критикуют не так, не
то и не теми словами, при этом обижая нас лично, а не критикуя наши скверные
действия.
Важно. Здоровая критика может быть полезна человеку, в первую очередь, когда ее запрашивают. Совет или критика, данные без разрешения того, кому адресованы, теряют возможность быть воспринятыми адекватно. Кроме того, важно понимать, что доза критики и ее форма должны быть соотнесены с контекстом: степенью развития человека, особенностями его восприятия, ситуацией, в которой оба — и критик, и критикуемый — находятся, от их окружения в данный момент
Важно. Здоровая критика может быть полезна человеку, в первую очередь, когда ее запрашивают. Совет или критика, данные без разрешения того, кому адресованы, теряют возможность быть воспринятыми адекватно. Кроме того, важно понимать, что доза критики и ее форма должны быть соотнесены с контекстом: степенью развития человека, особенностями его восприятия, ситуацией, в которой оба — и критик, и критикуемый — находятся, от их окружения в данный момент
Принять вызов
Бывают
моменты, когда нас порицают справедливо, а бывает, когда мы этого даже не
заслужили. В любом случае, критику, какая бы она ни была, нужно уметь
воспринимать правильно и адекватно в любой ситуации.
·
Путь к себе. Один из простых методов — относиться критично к тому,
что говорят, то есть уметь себя восстанавливать, попав под
эмоционально-разрушительное воздействие. Это достигается путем обращения к
себе: а) к эмоциональной целостности — «несмотря на то, что мне говорят, я —
хороший человек»; б) качествам — «я умный, опытный, знающий свое дело человек,
я даже в такой ситуации уважаю себя». Главное, помнить, что в любом
взаимодействии участвуют двое, и если кто-то кидает вам ранящую фразу, вы
можете или принять ее как правду, или отвергнуть как не относящуюся к вам в
действительности. Мы испытываем боль от чужих слов только тогда, когда
осознанно или бессознательно соглашаемся с говорящим. Задумайтесь над этим.
·
Включите внутреннего переводчика. Это когда вы самостоятельно, за человека выделяете из
его слов то предложение об улучшении ситуации, которое он имел в виду (порой
неосознанно). Например, кто-то родной и любимый говорит: «Ты меня не любишь. В
последнее время от тебя не было звонков. Тебе на меня плевать. Хоть раз в
неделю можно позвонить?» Что есть в этой фразе? Претензия, обида, негатив и
обвинение. Но есть и просьба слабого, который не хочет показывать свою боль и
уязвимость. В чем заключается горечь человека? В том, что он чувствует себя
нелюбимым. А что могло бы облегчить его положение? Он об этом говорит: «Хоть
раз в неделю можно позвонить?» Теперь представим, как бы это сказал человек,
если бы говорил конструктивно: «Спасибо, что ты у меня есть. Признаюсь, мне бы
хотелось слышать и видеть тебя чаще — это помогло бы мне чувствовать твою
любовь. Ты можешь звонить мне раз в неделю? Если получится чаще — будет
здорово. И я тебя люблю!» Помните: в любом обращении к вам человека заключается
желание. Оно спрятано за негативными эмоциями, но при этом почти всегда
положительно. Помогите и себе, и собеседнику: выделите из его слов и мыслей то,
что он хотел до вас донести. Обычно суть сообщения такова: «Я бы хотел, чтобы
было так, а ты сделал совсем по-другому…» А негатив — выбросите.
Жваня
Автор Вороновский