30 янв. 2017 г.

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И УЛИЦЫ. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ДАРОГI АЎТАМАБIЛЬНЫЯ I ВУЛIЦЫ
Патрабаваннi да эксплуатацыйнага стану,
дапушчальнаму па ўмовах забеспячэння
бяспекi дарожнага руху

СТБ 1291-2007
Требования к срокам проведения работ по ликвидации зимней скользкости на автомобильных дорогах, а также к полноте очистки и допустимой толщине уплотненного снега приведены в таблице 7.
Таблица 7
Показатели состояния покрытия и обочин
в зимний период, ед. изм.
Предельно допустимая величина
по уровням требований
1
2
3
4
5
Директивные сроки
1 Обработки проезжей части противогололедными материалами, соответствующими требованиям СТБ 1158, ч, не более:





1.1 в обычных погодных условиях
3,0
4,0
6,0
9,0
12,0
1.2 в экстремальных погодных условиях
4,0
6,0
8,0
12,0
16,0
2 Очистки проезжей части, в том числе на мостах и путепроводах, от рыхлого снега, ч, не более:





2.1 в обычных погодных условиях
4,0
6,0
8,0
12,0
16,0
2.2 в экстремальных погодных условиях
8,0
11,0
15,0
18,0
22,0
3 Очистки площадок для пассажиров на остановках маршрутных транспортных средств, обочин, тротуаров и пешеходных (велосипедных) дорожек, площадок отдыха от рыхлого снега, сут, не более:





3.1 в обычных погодных условиях
1,5
2,5
4,0
8,0
12,0
3.2 в экстремальных погодных условиях
3,0
5,0
7,0
11,0
17,0
4 Очистки мостов и путепроводов, сут, не более
4,0
4,0
5,0
5,0
14,0
После окончания директивных сроков
5 Относительная ширина очистки проезжей части и укрепленных обочин от рыхлого снега, %, не менее:





5.1 в обычных погодных условиях
100
100
80
70
60
5.2 в экстремальных погодных условиях
80
60
50
50
50
6 Относительная ширина очистки обочин от рыхлого снега, %, не менее:





6.1 в обычных погодных условиях
80
70
65
60
50
6.2 в экстремальных погодных условиях
50
40
30
30
30
7 Относительная ширина очистки площадок для пассажиров на остановках маршрутных транспортных средств, тротуаров и пешеходных (велосипедных) дорожек, площадок отдыха от рыхлого снега, %, не менее:





7.1 в обычных погодных условиях
80
70
65
60
50
7.2 в экстремальных погодных условиях
50
40
30
30
30
8 Толщина снежного и снежно-ледяного наката на покрытии проезжей части и укрепленных обочинах, мм, не более:





8.1 в обычных погодных условиях
Не допускается
Не допускается
30
60
100
8.2 в экстремальных погодных условиях
20
30
60
100
150
9 Толщина снежного и снежно-ледяного наката на обочинах, мм, не более:





9.1 в обычных погодных условиях
20
25
35
70
120
9.2 в экстремальных погодных условиях
40
60
80
130
180
10 Толщина снежного и снежно-ледяного наката на площадках для пассажиров на остановках маршрутных транспортных средств, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках, площадках отдыха, мм, не более:





10.1 в обычных погодных условиях
20
25
35
70
120
10.2 в экстремальных погодных условиях
40
60
80
130
180
11  Наличие колейности, выбоин в снежном накате на покрытии глубиной, мм, не более:





11.1 в обычных погодных условиях
накат
не допускается
накат
не допускается
20
30
не нормируется


11.2 в экстремальных погодных условиях
20
30
40
50
не нормируется
12 Наличие заснеженных неровных участков, на которых скорость должна быть снижена, % от участка дороги протяженностью 1 км, не более:





12.1 в обычных погодных условиях
не допускается
не допускается
30
40
не нормируется


12.2 в экстремальных погодных условиях
20
30
50
60
не нормируется
13 Допустимые перерывы движения в экстремальных погодных условиях, ч
нет
2
4
8
24
Примечания
1 Перед заснеженными неровными участками дорог необходимо устанавливать временные знаки в соответствии с СТБ 1300.
2 Директивные сроки очистки мостов и путепроводов от снега относятся к тротуарам и фасадным конструктивным выступам, когда толщина снега превышает 10 см.
1.2.1        Требования к срокам проведения работ по ликвидации зимней скользкости на улицах, а также к полноте очистки и допустимой толщине уплотненного снега приведены в таблице 8.
Таблица 8
Показатель состояния покрытия и обочин
в зимний период, ед. изм.
Предельно допустимая величина
по уровням требований
1нп
2нп
3нп
4нп
Директивные сроки
1 Обработка покрытий противогололедными материалами, соответствующими требованиям СТБ 1158, ч, не более:




1.1 в обычных погодных условиях
2,0
3,0
4,0
6,0
1.2 в экстремальных погодных условиях
3,0
5,0
6,0
9,0
2 Очистка покрытия от рыхлого снега, ч, не более:




2.1 в обычных погодных условиях
3,0
4,0
8,0
12,0
2.2 в экстремальных погодных условиях
6,0
8,0
15,0
18,0
3 Очистки остановочных площадок, обочин от рыхлого снега, дн, не более:




3.1 в обычных погодных условиях
0,5
1,0
2,0
3,0
3.2 в экстремальных погодных условиях
1,0
2,0
4,0
6,0
4 Очистки мостов и путепроводов, сутки, не более
4,0
4,0
5,0
5,0
После окончания директивных сроков
5 Относительная ширина очистки проезжей части и укрепленных обочин от рыхлого снега, %, не менее:




5.1 в обычных погодных условиях
100
100
80
70
5.2 в экстремальных погодных условиях
80
60
50
50
6 Относительная ширина очистки обочин от рыхлого снега, %, не менее:




6.1 в обычных погодных условиях
80
70
65
60
6.2 в экстремальных погодных условиях
50
40
30
30
7 Относительная ширина очистки остановочных площадок, тротуаров и пешеходных (велосипедных) дорожек от рыхлого снега, %, не менее:




7.1 в обычных погодных условиях
80
70
65
60
7.2 в экстремальных погодных условиях
50
40
30
30
8 Толщина снежного и снежно-ледяного наката на покрытии проезжей части и укрепленных обочинах, мм, не более:




8.1 в обычных погодных условиях
5
5
30
60
8.2 в экстремальных погодных условиях
20
30
60
100
9 Толщина снежного и снежно-ледяного наката на обочинах, мм, не более:




9.1 в обычных погодных условиях
20
25
35
70
9.2 в экстремальных погодных условиях
40
60
80
130
10 Толщина снежного и снежно-ледяного наката на остановочных площадках, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках, мм, не более:




10.1 в обычных погодных условиях
20
25
35
70
10.2 в экстремальных погодных условиях
40
60
80
130
11 Наличие колейности, выбоин в снежном накате на покрытии глубиной, мм, не более:




11.1 в обычных погодных условиях
Накат не допускается
Накат не допускается
20
30


11.2 в экстремальных погодных условиях
20
30
40
50
12 Наличие заснеженных неровных участков, на которых скорость должна быть снижена, % от участка дороги протяженностью 1 км, не более:




12.1 в обычных погодных условиях
не допускается
не допускается
30
40


12.2 в экстремальных погодных условиях
20
30
50
60
Примечания
1 Перед заснеженными неровными участками дорог необходимо устанавливать временные знаки в соответствии с СТБ 1300.
2 Директивные сроки очистки мостов и путепроводов от снега относятся к тротуарам и фасадным конструктивным выступам, когда толщина снега превышает 10 см.
3. относительная ширина очистки проезжей части и укрепленных обочин от рыхлого снега указана без учета ширины сформированного снежного вала.
1.2.2        После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на площадках остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, тротуарах, пешеходных (велосипедных) дорожках и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
1.2.3        Формирование снежных валов не допускается:
-             на пересечениях улиц в одном уровне, на железнодорожных переездах и ближе 50 м от них в обе стороны, а также в зоне треугольников видимости: «транспорт – транспорт», «транспорт – пешеход» по [2];
-             ближе 15 м от пешеходного перехода;
-             ближе 20 м от остановочных пунктов маршрутных транспортных средств;
-             на тротуарах и пешеходных дорожках с их перекрытием более 30% ширины.
1.2.4        При интенсивном таянии снега в первую очередь производят очистку водоприемных устройств ливневой канализации.
1.2.5        Уборку тротуаров и пешеходных (велосипедных) дорожек в соответствии с 8.2.2 следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов в сроки, приведенные в таблице 9.
Таблица 9
Интенсивность движения пешеходов, чел./ч
Время проведения работ, ч, не более
Свыше 250
1
От 100 до 250
2
До 100
3


1.2.6        На участках с возможным выходом талых вод на проезжую часть во время суточных знакопеременных температур должна осуществляться превентивная обработка противогололедными материалами по СТБ 1158.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
- директивные сроки: время, устанавливаемое дорожным организациям, для устранения дефектов конструктивных элементов автомобильных дорог и улиц с момента их обнаружения, а также время, устанавливаемое дорожным организациям для ликвидации зимней скользкости после прекращения снегопада, метели или образования (обнаружения) гололеда.
1.1        зимняя скользкость: Все виды снежных, ледяных и снежно-ледяных образований на проезжей части автомобильных дорог и улиц, а также переходно-скоростных полосах и остановочных площадках маршрутных транспортных средств.
3.19 экстремальные погодные условия: Условия, при которых снегопад интенсивно-стью более 5 см/ч продолжается более 6 часов, метель со скоростью ветра более 14 м/с, средне-суточная температура воздуха ниже минус 10°С наблюдается более 2 суток.
1.1        Автомобильные дороги по их народнохозяйственному и административному значению, а также интенсивности движения подразделяются на пять уровней требований к их эксплуатационному состоянию (таблица 1).
Таблица 1
Уровень
требований
Народнохозяйственное и административное
значения автомобильных дорог
Интенсивность движения, физических ед./сут
1
Республиканские автомобильные дороги, включенные в сеть международных автомобильных дорог; важнейшие республиканские автомобильные дороги, соединяющие г.Минск с административными центрами областей и Национальным аэропортом «Минск» и административные центры областей между собой
Св. 3000
2
Республиканские автомобильные дороги, соединяющие административные центры областей с административными центрами районов; подъезды к пограничным пунктам таможенного оформления; местные автомобильные дороги, имеющие важное народнохозяйственное значение
Св.1000
до 3000 включ.
3
Республиканские автомобильные дороги, не отнесенные к уровням требований 1 и 2, соединяющие, как правило, административные центры районов между собой по одному из направлений; местные автомобильные дороги, соединяющие города районного подчинения, поселки городского типа с административными центрами районов, а также с ближайшими железнодорожными станциями и республиканскими автомобильными дорогами
Св. 500
до 1000 включ.
4
Местные автомобильные дороги, не отнесенные к уровням требований 2 и 3, а также автомобильные  дороги, соединяющие центральные усадьбы совхозов и колхозов, административные центры сельсоветов, больницы, культурно-исторические памятники с административными центрами областей и районов и с ближайшими железнодорожными станциями и республиканскими автомобильными дорогами
Св. 100
до 500 включ.
5
Местные автомобильные дороги, не отнесенные к уровням требований 2, 3 и 4
До 100 включ.
Примечания
1 Уровни требований к республиканским автомобильным дорогам и их перечень утверждаются Департаментом «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по представлению владельцев автомобильных дорог.
2 Уровни требований к местным автомобильным дорогам и их перечень утверждаются облисполкомами.
3 При установлении уровней требований определяющим фактором является народнохозяйственное и административное значение автомобильных дорог.
4 Уровни требований к автомобильным дорогам утверждаются на срок до 5 лет.
5. При соответствующем технико-экономическом обосновании уровни требований к автомобильным дорогам могут изменяться относительно их народохозяйственного и административного значения
1.2        Улицы по их значению в транспортной системе населенного пункта, а также по геометрическим характеристикам поперечного профиля подразделяются на четыре уровня требований к их эксплуатационному состоянию (таблица 2).
Таблица 2
Уровень
требований
Народохозяйственное и административное
значения улиц (в соответствии с [2])
Обозначение по [2]
и количество полос
движения
1нп
Улицы непрерывного движения, улицы общегородского значения, улицы районного значения, магистральные улицы средних и малых городов
М6, М8,
А4, А6, А8,
Б4, Б6,
В4, В6
2нп
Улицы районного значения, магистральные улицы средних и малых городов, главные улицы поселков и сельских населенных пунктов, улицы местного значения с движением маршрутных транспортных средств
Б2,
В2,
Г2
3нп
Поселковые улицы, улицы производственных и коммунально-складских зон, основные жилые улицы, второстепенные жилые улицы
Е2,
Ж2,
З2
4нп
Основные и второстепенные проезды
П2, П1
Примечание – Перечни улиц для каждого уровня требований утверждаются гор- или райисполкомами.

1.1.1        На покрытии проезжей части автомобильных дорог и улиц не должны находиться посторонние предметы, которые могут стать причиной совершения дорожно-транспортного происшествия (камни, кирпичи, бутылки, металлические предметы и др.).
На покрытии проезжей части автомобильных дорог и улиц не должно быть загрязнений, снижающих коэффициент сцепления (россыпь торфа, розлив ГСМ, грязь, песок и т.п.).
Посторонние предметы и загрязнения должны быть удалены с покрытия проезжей части в кратчайшие возможные сроки.
1.1.2        Дефекты покрытий проезжей части автомобильных дорог различных типов, предельно допустимые их величины и сроки ликвидации приведены в таблице 4.
Таблица 4
Дефект покрытия, срок ликвидации
Предельно допустимая величина дефекта
по уровням требований
1
2
3
4
5
Покрытие дорожных одежд капитального и облегченного типов по ТКП 45-3.03-19
1 Сдвиги и волны глубиной не более 3 см, п.м. на 1 км двухполосной дороги (далее – м/км), не более
3
5
10
15
20
2 Сдвиги и волны глубиной более 3 см
Не допускаются
3 Колея глубиной, см, не более
3
3
4
4
5
4 Вертикальное смещение плит относительно друг друга на цементобетонных покрытиях, см, не более
2
2
3
4
4



5 Повреждения (выбоины, проломы) площадью не более 0,09 м2 и глубиной не более 5 см, м2 на 1 км двухполосной дороги (далее – м2/км), не более
0,5
(5)*
2,0
(10)*
3,0
(20)*
6,0 (30)*
10,0
(40) *



6 Повреждения (выбоины, проломы) площадью более 0,09 м2 и глубиной более 5 см
Не допускаются
7 Места выпотевания битума площадью не более 1,5 м2, м/км, не более
10
20
30
40
60
8 Места выпотевания битума площадью более 1,5 м2
не допускаются
Покрытие дорожных одежд переходного типа по ТКП 45-3.03-19
9 Выбоины площадью не более 0,16 м2 и глубиной не более 10 см, м2/км, не более
10
15
30
10 Выбоины площадью более 0,16 м2 и (или) глубиной более 10 см
не допускаются
11 Колея глубиной, см, не более
5
6
8
12 Гребенка глубиной, см, не более
4
5
6
13 Сроки устранения дефектов (пункты 1-4)
Регламентируются планами проведения текущих и капитальных ремонтов
автомобильных дорог
14 Сроки ликвидации дефектов (пункты 5 и 7) с момента их обнаружения, сут, не более
2
3
5
7
10
15 Сроки ликвидации дефектов (пункты 9, 11 и 12) с момента их обнаружения, сут, не более
-
-
6
10
14
16 Сроки ликвидации дефектов (пункты 6, 8 и 10) с момента их обнаружения
Кратчайшие возможные
*  Значение дефекта для весеннего периода (март, апрель).
Примечания
1. С момента обнаружения дефектов до окончания проведения соответствующих ремонтных работ на участках автомобильных дорог, на которых дефекты покрытия превышают установленные значения, должны выполняться мероприятия в соответствии с п.5.6.
2. На автомобильных дорогах с уровнем требований 1 и 2 дорожные одежды переходного типа не устраиваются.
3. Искусственные неровности на проезжей части устраиваются в соответствии с СТБ 1538.
1.1.3        Дефекты покрытий улиц, предельно допустимые их величины и сроки ликвидации приведены в таблице 5.

Таблица 5
Дефект покрытия, срок ликвидации
Предельно допустимая величина дефекта по уровням требований
1нп
2нп
3нп
4нп
Покрытие дорожных одежд капитального и облегченного типа по [2]
1 Сдвиги и волны глубиной не более 3 см, м/км, не более
3
5
10
15
2 Сдвиги и волны глубиной более 3 см
Не допускаются
3 Колея глубиной, см, не более
3
4
5
6
4 Вертикальное смещение плит относительно друг друга на цементобетонных покрытиях, см, не более
2
2
3
4



5 Повреждения (выбоины, проломы) площадью не более 0,09 м2 и глубиной не более 5 см, м2/км, не более
0,3
(1,5)*
1,5
(3,5)*
2,5
(7,0)*
5,0
(15,0)*
6 Повреждения (выбоины, проломы) площадью более 0,09 м2 и глубиной более 5 см
Не допускаются
7 Места выпотевания битума площадью не более 1,5 м2, м/км, не более
10
20
30
40
8 Места выпотевания битума площадью более 1,5 м2
Не допускаются
Покрытие дорожных одежд переходного типа по [2]
9 Выбоины площадью не более 0,16 м2 и глубиной не более 10 см, м2/км, не более
10
15
10 Выбоины площадью более 0,16 м2 и (или) глубиной более 10 см
Не допускаются
11 Колея глубиной, см, не более
8
10
12 Гребенка глубиной, см, не более
4
5
13 Сроки ликвидации дефектов (пункты 1-4) с момента их обнаружения
Регламентируются планами проведения текущих и капитальных ремонтов улиц
14 Сроки ликвидации дефектов (пункты 5 и 7) с момента их обнаружения, сут, не более
2
3
5
7
15 Сроки ликвидации дефектов (пункты 9, 11 и 12) с момента их обнаружения, сут, не более
6
10
16 Сроки ликвидации дефектов (пункты 6, 8 и 10) с момента их обнаружения
Кратчайшие возможные
* Значения дефекта для весеннего периода (март, апрель).
Примечания
1. С момента обнаружения дефектов до окончания проведения соответствующих ремонтных работ на участках улиц, на которых дефекты покрытия превышают установленные значения, должны выполняться мероприятия в соответствии с п. 5.6.
2. На улицах с уровнем требований 1нп и 2нп дорожные одежды переходного типа не устраиваются.
3. Искусственные неровности на проезжей части устраиваются в соответствии с СТБ 1538.
1.1.4        Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев, расположенных на проезжей части, должны соответствовать требованиям ГОСТ 3934.
Не допускается отклонение верха корпусов люка смотрового колодца относительно уровня покрытия проезжей части более 2,0 см.
Не допускается завышение верха корпуса дождеприемника ливнесточного колодца относительно уровня проезжей части. Занижение верха корпуса дождеприемника ливнесточного колодца относительно уровня проезжей части не должно превышать 3,0 см.
1.1.1        Устранение дефектов, превышающих допускаемые значения, приведенные в 6.1.6, осуществляется владельцами коммуникаций в течение не более 1 суток с момента их обнаружения. С момента обнаружения дефектов до окончания проведения соответствующих ремонтных работ участки дорог, на которых дефекты покрытия превышают установленные значения, должны ограждаться техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с СТБ 1300.
1.1.1        Дефекты обочин автомобильных дорог и улиц без бортового камня, предельно допустимые их величины и сроки ликвидации приведены в таблице 6.
Таблица 6
Дефект обочин и разделительной полосы,
срок ликвидации
Предельно допустимая величина
дефекта по уровням требований
1 (1нп)
2 (2нп)
3 (3нп)
4 (4нп)
5
Укрепленные обочины с дорожными одеждами капитального и облегченного типов
по ТКП 45-3.03-19
1 Сдвиги и волны глубиной не более 3 см, м/км, не более
3
5
10
15
20
2 Сдвиги и волны глубиной более 3 см
Не допускаются
3 Вертикальное смещение плит относительно друг друга на цементобетонных покрытиях, см, не более
2
2
3
4
4



4 Повреждения (выбоины, проломы) площадью не более 0,09 м2 и глубиной не более 5 см, м2/км, не более
0,5
(5)*
2,0
(8)*
3,0
(12)*
6,0
 (15)*
10,0
(18)*
5 Повреждения (выбоины, проломы) площадью более 0,09 м2 и (или) глубиной более 5 см
Не допускаются
6 Места выпотевания битума площадью не более 1,5 м2, м/км, не более
10
20
30
40
60
7 Места выпотевания битума площадью более 1,5 м2
Не допускаются
Укрепленные обочины с покрытием переходного типа
8 Размыв обочин с образованием промоин глубиной не более 10 см, м/км, не более
5
10
15
20
25
9 Размыв обочин с образованием промоин глубиной более 10 см
не допускается
10 Занижение обочин на сопряжении с покрытием проезжей части при отсутствии бордюров не более чем на 5 см на протяжении, м/км, не более
10
20
30
50
100
11 Занижение обочин на сопряжении с покрытием проезжей части при отсутствии бордюров более чем на 5 см
не допускается
12 Отдельные повреждения, просадки и застой воды на гравийных обочинах глубиной не более 10 см и площадью до 2 м2, м2/км, не более
6
10
14
20
30
13 Отдельные повреждения, просадки и застой воды на гравийных обочинах глубиной более 10 см и (или) площадью более 2 м2
Не допускается
14 Сроки устранения дефектов (пункты 1-3)
Регламентируются планами проведения текущих и капитальных ремонтов автомобильных дорог
15 Сроки ликвидации дефектов (пункты 4 и 6) с момента их обнаружения, сут, не более
4
8
12
16
20
16 Сроки ликвидации дефектов (пункты 8, 10 и 12) с момента их обнаружения, сут, не более
6
10
14
20
30
17 Сроки ликвидации дефектов (пункты 5, 7, 9, 11 и 13) с момента их обнаружения
Кратчайшие возможные
* Значения дефекта для весеннего периода (март, апрель).
Примечание – С момента обнаружения дефектов до окончания проведения соответствующих ремонтных работ на участках автомобильных дорог и улиц, на которых дефекты обочин превышают установленные значения, должны выполняться мероприятия в соответствии с 5.6.
1.1.2        При отсутствии бортового камня (бордюра) возвышение обочин и разделительной полосы над проезжей частью не допускается.
1.1.3        На обочинах не должны находиться посторонние предметы, которые могут стать причиной совершения дорожно-транспортного происшествия (камни, кирпичи, бутылки, металлические предметы и др.). Уборка мусора должна осуществляться по необходимости из условий обеспечения выполнения требований настоящего стандарта.
1.1.1.1           Не допускается производство любых видов дорожно-строительных и ремонтных работ на проезжей части автомобильных дорог и улиц при отсутствии дорожных знаков и других видов технических средств организации дорожного движения, установленных в соответствии с СТБ 1300.
1.1.1        Наружное освещение
1.1.1.1           Включение стационарного наружного освещения дорог и улиц следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, отключение – в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
1.1.1.2           В населенных пунктах количество действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должно составлять не менее 90% от общего количества установленных светильников. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
1.1.1.3           Не допускается наличие неработающих светильников на перекрестках и транспортных развязках в одном уровне, на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и пешеходных переходах в одном уровне.

БИБЛИОГРАФИЯ
[2]       Строительные нормы Беларуси
СНБ 3.03.02-97 Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов
[4]       Инструкция по эксплуатации переездов на железной дороге Республики Беларусь РБ-П/4866, дополнения и изменения к ней
Утверждена зам. министра – начальником железных дорог от 17.06.1995 г.
[5]       Правила дорожного движения. Утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. №551
Утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. №551