Редкий покупатель заостряет внимание на том, что, приобретая, к примеру, сосиски, хлеб, виноград, он зачастую платит и за упаковку. Конечно, кто-то скажет: «Мелочь». Но сколько мы тратим на одноразовую упаковку в неделю, месяц? А ведь она должна быть бесплатной по закону. Руководствуясь пунктом 25 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014г. №703, продавец обязан передать покупателю товары в таре и (или) в бесплатной упаковке. При этом он вправе определить вид такой упаковки: бумага, полиэтиленовый пакет, пленка пищевая, контейнер, ланч-бокс либо иное. Исключение сделано только для упаковок тортов, наборов пирожных и продаваемых в розлив напитков. Проверим, как соблюдается это правило в магазинах райцентра.
«Гастроном». Наблюдаю картину: женщина покупает парочку пирожков. Продавец без лишних вопросов складывает их в полиэтиленовый пакет. На мой вопрос о том, бесплатная ли упаковка, продавец, удивившись, отрицательно покачивает головой:
— Как это бесплатная? Такого у нас нет — это же магазин.
В «Алесе» продавцы уже в курсе изменений в законе — «продвинутые» покупатели сообщили. Однако упаковка как была платной, так и осталась: пока данный вопрос на рассмотрении хозяина.
В двух магазинах «Родны кут» также бесплатной упаковки не оказалось. Мол, хочешь сэкономить — неси свою тару. Не желая платить за целлофановый пакет, я попросила бумагу или кусочек пищевой пленки, в чем мне отказали. Понятно, что при отсутствии альтернативы одни безропотно приобретут пакетик, а другие, постоянные покупатели, будут приходить со своими, уже не раз использованными. Картина не вызывает восторга.
Не смогли ничего предложить в качестве упаковки, помимо все того же полиэтиленового пакетика за 250 рублей, и в «Мясной лавке» Вороновского филиала облпотребобщества.
На рынке некоторые частные предприниматели дают выбор: одни предлагают бесплатную слюдяную пищевую пленку или платный пакет, другие — упаковывают товар бесплатно, улыбаются и говорят: «Подарок фирмы». По желанию покупателя бесплатно запакуют товар и в «Доброноме». В частном торговом павильоне, что за автостанцией, молоденькая продавец призналась, что ситуации, когда от нее требуют завернуть сладости или кусок колбасы в бумагу, не возникают: «Привыкли и покупают пакетики». Продавец павильона по ул. Советской, где торгуют мясом, сообщила, что о нововведениях слышит впервые. В павильоне «Океан» мои надежды также не оправдались. Все продавцы ссылаются на установку хозяина магазина: «Пакет — это товар». Получается, что, не предоставляя бесплатной упаковки, мне «впаривают» товар (тот же пакет) и при этом не сообщают о его стоимости. В «Корзине» покупаю две груши. Продавец, поместив их в пакет, взвешивает. На электронных весах высвечивается вес, цена и сразу стоимость покупки — 10 290 рублей, однако на выходе я оплачиваю 10 400. Из этого следует, что я доплачиваю за упаковку. Спрашивается, почему? Может, все дело в том, что мы, потребители, не можем проявить должной принципиальности?
Итак, если следовать закону, продавец, отпустивший товар без упаковки, совершил нарушение. А за нарушение предусмотрено наказание. Обратившись к Кодексу об административных правонарушениях, находим статьи, которые защищают права потребителей. Так, например, согласно статье 12.17 за нарушение правил торговли, а значит и за продажу товара в неупакованном виде грозит штраф до 10 базовых величин. Нормативных актов, защищающих нас, потребителей, более чем достаточно. Но есть ли хоть один работник прилавка, наказанный за отпуск товара без упаковки?
При изучении этой темы от многих приходилось слышать опасения, что на бесплатных упаковках магазины, многие и так убыточные, просто разорятся. Но ведь законы существуют для того, чтобы их исполнять. И пусть пакеты покупают те, кто желает это делать по собственной инициативе, а не из-за отсутствия достойного варианта и боязни показаться мелочным человеком.
Как поступить потребителю, если его вынуждают покупать полиэтиленовый пакет, не предлагая другой упаковки? Ответит компетентный специалист — уполномоченный по защите прав потребителей, главный специалист отдела экономики райисполкома Ядвига Марьяновна Маргелевич:
— По закону потребитель имеет право потребовать, чтобы ему упаковали бесплатно. Продавец обязан передать покупателю товары в упакованном виде без взимания за это дополнительной платы. До тех пор, пока человек будет стесняться поднимать этот, казалось бы, копеечный вопрос, с него и будут необоснованно брать деньги за пакетик. Если продавец отказывается выполнить ваше требование, попросите Книгу замечаний и предложений и сделайте соответствующую запись. Правда, вам могут упаковать в простую бумагу, что несовременно и некрасиво, но у покупателя должен быть выбор.
Галина ШЛЕМПО.
Товары, которые требуют затаривания:
Продовольственные: не упакованные производителем (поставщиком) в потребительскую тару; весовые товары в упаковке производителя, в том числе колбасные изделия, сыры, сахарные кондитерские и другие изделия в оболочке, обертке, пленке, пергаменте, бумаге; хлебобулочные изделия, в том числе в упаковке производителя в случае разрезания их на части; продукция собственного производства.
Непродовольственные: все, которые могут быть загрязнены или повреждены (разбиты) при транспортировке: постельное и нательное белье, чулочно-носочные изделия, посуда из стекла и фарфора, новогодние игрушки и другие подобные изделия, а также те, что сами могут загрязнить либо повредить вещи покупателя (мыло, например); мелкоштучные: пуговицы, кнопки, гвозди, шурупы, фурнитура, бигуди, прищепки; метражные: ткани, трикотажное и гардинное полотно, искусственный мех, нетканые материалы, ленты, кружево, тесьма, провода, шнуры; луковицы растений, рассада, семена, посадочный материал, корма для животных, птиц и рыб.
voran.by