Карина Мартинес-Картер
Когда вы начинаете размышлять, кому дарить подарки на праздники, составленный вами список может оказаться куда длиннее и запутаннее, чем у Санта-Клауса. Еще труднее определиться с подарками на работе.
В профессиональном окружении (среди коллег, административного и технического персонала, начальства и клиентов) подарок на праздник – это наиболее красноречивый знак признания из всех возможных, позволяющий продемонстрировать, как вы цените того или иного человека и отношения с ним.
Решение о том, что покупать и кому, может оказаться довольно мудреным, особенно, когда вы пытаетесь выдержать баланс между выражением своих чувств и приличиями. Это тем более справедливо в тех организациях, где соблюдаются устойчивые традиции офисной культуры и этикета, и жизнь в которых изобилует подводными камнями.
Корреспондент BBC Capital обратился к экспертам по подаркам за квалифицированными рекомендациями относительно общих правил, а также за конкретными советами о том, что следует учитывать, когда выбираешь подарок кому бы то ни было – от босса до клиента.
Что надо знать, когда даришь подарки в офисе
Итак, несколько непреложных правил:
Помните о табу – культурных, религиозных, национальных. Можно допустить изрядный промах, когда даришь подарок без учета некоторых культурных нюансов. Часы – настенные, напольные, каминные, наручные – хороший подарок в США, но во многих азиатских странах часы – это символ смерти, замечает Джоди Р.Р. Смит из компании Mannersmith. Эта фирма из штата Массачусетс, США специализируется в области консультирования по вопросам этикета. Для многих бутылка вина – солидный подарок, но если кто-то вдруг подарит ее мусульманину, это окажется совершенно недопустимым. Наведите справки о том, кому вы собираетесь преподнести подарок, и это избавит обе стороны от возможных неловкостей.
Не просто, что дарить, но и как. Убедитесь, что подарок хорошо и красиво упакован, ведь и то, как обставлен акт дарения, может иметь немаловажное значение, особенно для клиентов. Это покажет, что вы потратили свое время и проявили заботу при выборе подарка, говорит специалист по деловому этикету Линда Рамси.
Будьте профессиональны и дарите полезные вещи. Смит рекомендует руководствоваться хорошим вкусом при выборе подарков. Это могут быть наборы изысканной писчей бумаги, изысканные ручки, изящный футляр для визитных карточек (возможно, с монограммой), серебряная рамка для фотографий, пресс-папье (в том числе, с гравировкой). Это может быть и гастрономический подарок, например, корзина с фруктами от сети по продаже продуктов и напитков премиум-класса, либо же набор деликатесов для пикника или другой оказии из роскошного универмага.
Персональный подход - по возможности. Постарайтесь и приложите к подарку подарочную карту любимой кофейни того человека, кому вы оказываете знак внимания, а не просто карту из любой другой торговой точки недалеко от работы. Этим вы покажете, что осознанно подошли к делу, говорят эксперты. Вы продемонстрируете, что взяли на себя дополнительные заботы, когда закажете монограмму на футляр для визитных карточек или гравировку на пресс-папье. Получатель это оценит.
Проявляя персональный подход, знайте меру. Постарайтесь воздерживаться от слишком уж личных подарков, советует Жаклин Уитмор, основатель консалтинговой фирмы по этикету и протоколу The Protocol School of Palm Beach из штата Флорида, США. Подарки-хохмы или чересчур юмористические подношения также могут оказаться рискованным выбором в большинстве ситуаций.
Как выбрать подарок боссу
Выбор подарка начальству – едва ли не самая замысловатая задача, которую приходится решать офисному работнику. Первое правило, которому необходимо следовать: подарок ни в коем случае не должен выглядеть, как попытка подольститься. Таков общий совет экспертов.
Какой же путь самый надежный? Скиньтесь и подарите вскладчину групповой подарок от всех подчиненных. Вдумчиво выберите подарок, который доставит человеку удовольствие. Это могут быть билеты на какое-либо особенное культурное событие, однако не то, что происходит в декабре, самом напряженном месяце года для большинства из нас. Есть и другие варианты выбора: аксессуары для гольфа, если ваш босс – любитель загнать мячик в лунку, подарки, связанные с тем или иным университетом, если начальник предан своей alma mater, либо же изящные технические устройства или принадлежности для путешествий.
Если коллективный подарок не планируется, но вы, тем не менее, хотите что-то подарить шефу, пусть это будет что-то небольшое, рекомендует Уитмор. "Боссу может понравиться открытка, в которой вы прочувствованно напишете о том, какое удовольствие доставила вам работа под его или ее руководством в течение года", - говорит она.
В любом случае избегайте чрезмерно щедрых подарков. Помните, что, в конце концов, ваш начальник, скорее всего, получает больше, чем вы, поэтому нечто слишком дорогое будет восприниматься другими, как ваша попытка вырваться таким способом вперед.
От вас никто не ждет, что вы будет дарить подарки начальству, у которого вы не находитесь в непосредственном подчинении, утверждают эксперты. Однако вы сами можете принять решение на этот счет, руководствуясь здравым смыслом, советует Смит. Если шеф вашего шефа является наставником, либо же вы вместе работали, например, над каким-либо проектом, вы вполне можете преподнести ему или ей маленький подарок.
Если вы недавно сменили место работы или работаете в новом коллективе, либо же в незнакомой вам культурной среде, вам следует учитывать, что определенных местах косо смотрят на подарки начальству, либо же такие шаги считаются неподобающими, предупреждает Смит. В других же организациях это является неписаным правилом. Это может варьироваться в зависимости от того, какая культура взаимоотношений существует в той или иной компании. Поэтому лучше сначала деликатно расспросить коллег, чтобы выяснить, как обстоят дела.
Подарки подчиненным
Хотя от вас, как правило, не ждут подарков каждому сотруднику, работающему у вас в подчинении, такие знаки внимания воспринимаются как приятный, праздничный жест. (Единственный человек, которому вы обязаны сделать подарок, - это, конечно, ваш личный помощник).
Не обязательно подарки должны быть материальными. Если вы угостите ваших прямых подчиненных обедом или дадите им полдня отгула, это для них будет иметь куда большее значение, чем какой-либо "вещественный" подарок, утверждает Уитмор.
"Больше всего люди ценят либо деньги, либо свободное время", - говорит она.
Однако если вы не в состоянии предоставить людям свободное время или наличные, вы все равно можете дать нечто, что доставит им удовольствие. И помните: подарочные карты – это тоже один из способов подарить людям деньги. Рамси рекомендует подарочные карты, связанные с какой-либо крупной платежной системой, чтобы получатель подарка мог тратить деньги по своему усмотрению. К числу удачных идей можно отнести деликатесы, подарочные корзины от специализированных магазинов, билеты на представления или спортивные матчи, персонифицированные канцелярские принадлежности или рамки для фотографий.
В некоторых компаниях принято дарить фирменные толстовки или сумки.
Важно, чтобы "каждый получил нечто сопоставимое, даже если это не будет одна и та же вещь", предупреждает Смит. Вы же не хотите, чтобы то, что должно было стать любезным жестом, воспринималось как способ выделить любимчиков, говорят эксперты.
Личный помощник – человек, кому вы обязаны делать подарки
Правило первое: не дожидайтесь праздников, чтобы воздать должное человеку, чей крайне важный, но порой незаметный труд обеспечивает слаженную работу всего организационного механизма.
И, конечно же, ни в коем случае не забывайте делать вашему помощнику подарки к праздникам, говорят эксперты. "Талантливого помощника очень трудно найти и почти невозможно заменить", - отмечает Смит.
Помощник – это также человек, на подарок которому не следует скупиться. Подарок должен быть "щедрым и продуманным", пишет Смит. Учитывая ваши тесные рабочие отношения с этим лицом, вы должны знать или иметь представление о том, что нравится вашему помощнику. Выберите подарок, который отразит это ваше знание, например, что-то связанное с его или ее музыкальными вкусами или хобби за пределами офиса, рекомендует она.
Сумма, которую вы потратите на подарок личному помощнику, обязательно должна быть выше той, которую вы израсходуете на ваших коллег и других сотрудников, напоминает Рамси.
Подарки коллегам
Эксперты полагают, что вы должны сосредоточиться на людях в пределах вашего непосредственного окружения на работе или в рамках подразделения. Людей, подарков, упаковки и расходов в любом случае окажется много. Чтобы хоть как-то справиться с этим обилием, организуйте что-то вроде тайной лотереи подарков от Санта Клауса. Пусть товарищи по работе вытаскивают из вазы, коробки или конверта записки с именами и вручают подарки тому, чье имя окажется в записке, предлагает Уитмор.
Установите определенные параметры для такого обмена, в том числе диапазон цен. Но помните, что те или иные праздники отмечают не все, а некоторые и не отмечают вовсе. Обмен подарками стоит организовать таким образом, чтобы в нем, с одной стороны, могли принять участие все, но при этом - по желанию.
Выбирая подарки для коллег, отдайте предпочтение тем, что будут персонифицированы и полезны, говорит Уитмор. Подарочная карта любимого кафе или ресторана, либо же карта для покупки электронной книги в любимом онлайн-магазине, покажет, что подарок был продуман. Все, что облегчает работу, например, полезные канцелярские и офисные принадлежности, которые они сами не станут покупать, также способны стать умным подарком для ваших коллег. Кстати, вам не обязательно покупать стандартные предметы из обычного магазина. Торговые онлайн-площадки могут предложить немало оригинальных идей.
Если в числе ваших коллег есть те, кого вы считаете близкими друзьями, и с кем вы хотите обменяться подарками, сделайте это после работы или во время обеда за пределами офиса. Это избавит других людей от чувства, что они лишние на вашем празднике, говорит Рамси.
Создайте клиентам хорошее настроение
Кружки, дорожные сумки и даже оригинальные ручки с логотипом компании – порой этого бывает достаточно, чтобы оказать знак внимания клиентам. Однако мудро поступят те компании, которые пересмотрят подобный подход, утверждает Линда Рамси, основатель фирмы, дающей консультации по вопросам этикета, Manners That Sell (в дословном переводе с английского – "Манеры, которые обеспечивают продажи" - Ред.). Такого рода подношения (кружки и ручки) скорее расскажут о стремлении вашей компании получить больше выгод от бизнеса, чем о желании что-то дать человеку, который принимает подарок.
"Возможно, людям не захочется становиться ходячей рекламой для вас", - говорит Рамси. И тогда ваш подарок имеет все шансы оказаться в кипе других столь же не востребованных предметов.
В первую очередь подумайте о том, кому из клиентов вы хотели бы сделать подарок. Каждый, с кем вы работаете на регулярной основе, должен получить подарок, а также каждый из тех, кого вы хотели бы отблагодарить. "Это именно то время года, когда вы можете выразить признательность вашим клиентам и дать им знать в праздник, что вы их цените", - говорит Рамси.
И хотя это нелегкая задача, поскольку список ваших клиентов весьма велик, Рамси советует подойти к делу тщательно. Уточните у помощника вашего клиента, что могло бы стать хорошим подарком, рекомендует Смит.
Если вы хотите сделать общий подарок некоей организации или группе людей, корзина с фруктами может стать удачной идеей, так же как гастрономические наборы или ассорти конфеты. Убедитесь, что подаренного хватит на всех, и подумайте заранее, где сделать заказ. Корзина из специализированного магазина, предлагающего нечто особенное, лучше, чем набор из супермаркета, которым пользуются каждый день.
И не забудьте, что прежде чем посылать подарки, вам следует узнать, какова политика вашего клиента в отношении даров. Не все компании разрешают своим сотрудникам принимать подарки. У других существуют строгие правила, касающиеся стоимости того, что они могут или не могут получать.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайтеBBC Capital.