20 июн. 2015 г.

"Купа́ла" — летний народный праздник языческого происхождения

Ива́н Купа́ла (Ива́нов день) — летний народный праздник языческого происхождения,  празднуется также в Подляшье и Мазовии (Польша). Ночь накануне превосходит сам день Ивана Купалы по своему ритуальному наполнению. Иванов день (на англ.) имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе, Во многих странах является общенациональным и церковным праздником.
Изначально обрядность праздника была связана с летним солнцестоянием
Встреча Иванова дня (ночь на Ивана Купалу) заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью[13]. К празднику все обязательно купались до захода солнца: на Севере чаще в банях, а на юге  — в реках и озёрах. Ближе к закату разжигаются костры — на возвышенностях или у реки. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева об дерево. В отдельных местах Белоруссии[14] и на Волынском Полесье этот архаичный способ добывания огня сохранялся до начала XX века[15]. Белорусы в центре купальского костра ставили столб, на котором сверху крепилось колесо. Иногда на колесо клали конский череп, называемый «ви́дьма» и сбивали в огонь, где он и сгорал; после чего молодежь веселилась, пела и плясала у костра[16]. В Белоруссии по всем дворам собирали старые ненужные вещи и вывозили их на выбранное для торжества место (опушку, поляну, высокий берег реки), где они позже сжигались.
Главные купальские обряды впервые упоминаются в Густинской летописи (XVII век)
Некоторые научно-популярные и неоязыческие издания связывают праздник с «языческим божеством» Купала

Обряды праздника


Купальский костёр.
Празднование Купалля в современной Беларуси (2008)
Наиболее рьяно церковь боролась именно с Купалой. Этим можно объяснить, что уже в XIX веке народные традиции стали утрачиваться. Наиболее полно праздник сохранился у белорусов. Украинцы также сохранили основные древние элементы, но в XIX в. они видоизменялись и изменяли смысловое значение. Русскими же основные элементы купальских обрядов были или забыты, или перенесены на другие праздники (ТроицуПетров день у южных русских)[12].
Встреча Иванова дня (ночь на Ивана Купалу) заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью[13]. К празднику все обязательно купались до захода солнца. Ближе к закату разжигаются костры — на возвышенностях или у реки. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева об дерево. В отдельных местах Белоруссии[14] и на Волынском Полесье этот архаичный способ добывания огня сохранялся до начала XX века[15]. Белорусы в центре купальского костра ставили столб, на котором сверху крепилось колесо. Иногда на колесо клали конский череп, называемый «ви́дьма» и сбивали в огонь, где он и сгорал; после чего молодежь веселилась, пела и плясала у костра[16]. В Белоруссии по всем дворам собирали старые ненужные вещи и вывозили их на выбранное для торжества место (опушку, поляну, высокий берег реки), где они позже сжигались.

В ночь на Ивана Купалу выбирались суженые и совершались брачные обряды[18]: прыганье через костёр взявшись за руки[19], обмен венками (венок — символ девичества[20]), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.
В ряде мест украинских и белорусских традиций только после Купалы перестают петь веснянки[21]. У всех восточных славян существовал запрет есть вишню до этого дня.
Известен обычай публичного осуждения и осмеяния на Купалу (также в Юрьев день и на Троицу). Критике и осуждению подвергаются обычно жители своего или соседнего села, нарушавшие в течение прошедшего года общественные и нравственные нормы. Это общественное осуждение звучит в украинских и белорусских песнях, содержащих мотивы перебранки девушек и парней или жителей соседних сёл. Осуждение и насмешки высказываются публично и служат регулятором общественных отношений[22].

Обрядовая еда

Ритуальная еда на празднике — растительно-молочная: ватрушки илисырники (укр. мандрика), овсяный кисель или компот. Белорусы пекли пресные лепешки и готовили кулагу (мучную кашу).
П. Бессонов записал белорусские обычаи середины XIX века. Угощение, приносимое из домов, употреблялось как отдельными группами, так и в складчину и состояло из творога, сыры, пресных лепёшек (бабок) с толчёным конопляным семенем, луком, чесноком, кваса (холодника), яичницы на сале (верещаги). В Белоруссии на праздник употреблялась водка, тогда как в соседнем Подляшье и в Карпатах — вино[25]. В песнях сохранилось упоминание древних напитков этой ночи:
Да тебе, Купа́льночка, ўпущу,
Зелёным вином и прыйму,
Пшеничным пивом упою́,
А белым сыром накормлю[26].

Вода


С. Л. Кожин. Гадание на венках. 2009

Пускание плотиков. 2013
Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть доИльина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.
 И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.
 Купание часто происходило в момент бросания в воду обрядового деревца, венков, зелени, чучела либо было приурочено к заключительному моменту празднества: парни и девушки бежали к воде купаться или обливаться водой на рассвете Иванова дня, когда купальский костёр полностью догорал. Вообще во многих местах купание в реках разрешалось только с Ивана Купалы.
Разновидностью обрядового умывания было хождение по утру на «ивановскую росу»: «На самого Івана ідутъ рано перед сходом сонця па поле, де качаються у poci» (укр.). Ей приписывалась особая магическая сила. Сумевшие собрать такую росу женщины использовали ее для увеличения надоев молока и в других магических целях[28].
В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры[29] по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

КостёрКупальский костёр

И. И. Соколов. Ночь на Ивана Купалу. 1856
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры[29]. Молодёжь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на него насаживали колесо, смоляную бочку, череп коня или коровы (полес.) и т. п. Символ высокого шеста, с установленным на нём колесом, в целом соотносился с универсальным образом мирового дерева.
Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костёр непременно «живым огнём», добытым трением[30]; кое-где огонь от этого костра несли домой и разводили новый огонь в очаге. К огню должны были выйти все женщины села, так как не пришедшая подозревалась в ведьмарстве[31]. Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Девушки прыгают через огонь, «чтобы очистить себя и предохранить от немочей, порчи, заговоров», и чтобы «русалки не нападали и не приходили в течение года». Девушку, не перепрыгнувшую через костер, называли ведьмой (в.-слав., пол.); её обливали водой, хлестали крапивой, как не прошедшую «очищения» купальским огнём. На Киевщине нечестная девушка (потерявшая девственность до свадьбы) не имела права прыгать через костёр на Ивана Купалу, так как она тем самым осквернила бы его.
На Украине и в Белоруссии девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака[19]; то же, если вслед им полетят искры[32]. Для защиты от колдовства на Гомельщине парни на руках качали девушек над купальским костром. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

ВенокКупальский венок


К. Е. Маковский. Девушки, освещенные солнцем 1901.
Купальский венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливался из свежей зелени и диких цветов до начала празднования у костра. Обрядовое употребление купальского венка связано также с магическим осмыслением его формы, сближающей венок с другими круглыми и имеющими отверстия предметами (кольцом, обручем, калачом и т. п.). На этих признаках венка основаны обычаи доить или процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать что-либо через венок, смотреть, переливать, пить, умываться сквозь него.
Дополнительную семантику сообщают венку особые свойства растений, послуживших для них материалом (напр., барвинка, базилика, розы, герани, ежевики, папоротника, дубовых и берёзовых веток и т. п.), а также символика самого действия по его изготовлению — витья, плетения (ср. значение таких предметов, как веник, жгут, нить, сеть и т. п.)[33].
На заключительном этапе обряда венок чаще всего уничтожали: сжигали в костре, бросали в воду, в колодец, забрасывали на дерево, относили на кладбище и т. п. Часть венков сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития, относили в огороды против червей[34].

Купальское деревцеКупальское деревце

Для изготовления купальского деревца чаще всего выбирали молодую берёзку (а также — вербу, черноклён, ель, реже сосну или пихту) либо срезали верхушку фруктового дерева. Девушки украшали его венками, полевыми цветами, фруктами, лентами, иногда свечами; затем выносиликупайлу за село, втыкали в землю на месте, избранном для гуляний, и водили вокруг хороводы, гуляли, пели купальские песни. На заключительном этапе к игрищам подключались парни: они делали вид, что пытаются похитить деревце или украшения с него, поджечь его, разломать, а девушки его защищали. Заканчивалась забава тем, что все вместе шли к реке «топить купалу» или сжигали его в костре.
В качестве обрядового могло выступать и растущее дерево. Например, в одном из сел Житомирщины избирали для сожжения сухую сосну, растущую за селом возле реки, украшали ее цветами, бумажными лентами, сверху укрепляли зажженные свечи и сжигали; называли такое дерево гильце. Когда оно сгорало, обгорелый ствол бросали в воду и «быстро разбегались от реки, ибо говорили, что догонит ведьма».

Лечебные и магические травы - Ивановские травы


И. Левитан. Папоротники у воды. 1895

Иван-да-марья, илиМарьянник дубравный
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром[27]. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник[35], с которым повсеместно связывались предания о кладах. Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях. Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки[36].
Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики или дети — как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.)[37].
Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур[38].

Цветок папоротникаЦветок папоротника

 Существовало поверье, что только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу цветёт мифический цветок. Сорвавший цвет папоротника и сохраняющий его при себе приобретает чудесные возможности. Он становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть всеклады, как бы глубоко в земле они ни находились, входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам — они рассыпятся перед ним, владеть нечистыми духами, повелевать землею и водою, становиться невидимым и принимать любое обличие[39][19]. Но сорвать цветок очень трудно, тем более чточерти при этом всячески препятствуют и запугивают.
В Карпатах подобное предание рассказывают о цветке руты, который лишь на несколько минут, в ночь на Ивана Купала, меняет цвет с жёлтого на красный. Девушка, которая его найдёт и сорвёт, будет счастлива в любви.

Защита от нечистой силы

Для защиты культурного пространства от нечистой силы в купальскую ночь, считавшуюся временем, когда нечистая сила была особенно опасна, использовали различные защитные ритуалы.
Чтобы ведьмы не «отобрали» у коров молоко, на Украине хозяин втыкал осиновые колышки во дворе. С этой же целью в Полесье вешают на ворота хлева крапиву, рваные мужские штаны или зеркало. В Белоруссии с помощью осиновых веток и колышков защищали не только скот, но также и посевы, «каб ведзьми не адняли спор». Для защиты от нечистой силы принято также втыкать острые и колющие предметы в стол, окна, двери и т. п. 
Чтобы защитить себя от нападения ведьм, следует класть на пороге и на подоконниках крапиву[41]. В Подолии собирали на Ивана Купалу конопляный цвет (так называемая «кашка») и рассыпали перед входом в дом, в хлев, чтобы преградить путь ведьме. Чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору (живой оттуда лошадь уже не воротится), нужно запирать лошадей. Белорусы считали, что на Ивана Купалу домовой катается на лошадях и замучивает их.
На Украине и в Белоруссии магические свойства приписывались головешкам из купальского костра. В западном Полесье, собравшись в купальскую ночь у огромного костра, молодёжь вытаскивала из него головни, бегала с ними как с факелами, размахивала над головой, а затем забрасывала их в поле «для защиты урожая от нечистой силы».
В Полесье женщину, не пришедшую к купальскому костру, молодые люди называли ведьмой и высказывали в её адрес проклятья, а также дразнили.
В Полесье, чтобы узнать и обезвредить ведьму, в купальскую ночь дорогу, по которой обычно гоняют скот, перегораживали ниткой, перепахивали плугом или боронили, пересыпали семенами, муравьями, выливали на неё отвар из муравьев, считая, что корова ведьмы не сможет перейти через это препятствие.
По широко известным славянским поверьям, корень плакун-травы, выкопанный накануне Ивана Купалы, был способен обезвредить чары колдунов и ведьм; с помощью этого корня можно было изгнать бесов из одержимых и бесноватых.

Молодёжные игры


Купальские игры.Белгородская область, 2011
Игры, как правило, были связаны с любовно-брачной тематикой: «ящер», «горелки», «пятнашки», «коршун/ворон», игры с мячом (игры с мячом во время качания на качелях.

Ритуальные бесчинства

Среди наиболее характерных действий в полесских описаниях бесчинств упоминаются следующие: крали у соседей и таскали по селу телеги, лодки, сани, переворачивали их (ср. переворачивание возов после погребения); разбрасывали дрова, колоды, жерди, бочки, лестницы; разбирали и раскидывали заборы, колодцы; снимали ворота, калитки; перегораживали всеми этими предметами дорогу, строили из них баррикады; переплетали дорогу нитками, кишками зарезанного барана, перегораживали палками; забрасывали телеги, лодки, сани, лестницы, колоды, бочки, колеса, плуги, бороны, ульи, калитки на крыши домов; закрывали трубу, чтобы дым шёл в хату; подпирали тяжёлыми предметами двери, чтобы хозяева не могли выйти из дома; бросали в колодец ульиколодыгладышкидежужлуктомялку для льна, жерди и т. п.; выводили из хлева скотину, угоняли лошадей.
Характер этих действий и прежде всего такие их элементы, как воровство, переворачивание, разбрасывание, разрушение, сжигание, перегораживание дороги и др., не оставляют сомнения в их сакральной функции и заставляют относить ритуальные бесчинства к категории охранительных и очистительных обрядов. Перечень мест, куда относят краденые предметы: на соседние дворы, на улицу, в реку, на кладбище, на крышу, на дерево, на грушу, в огонь, — поразительно близок к локативам в обрядах проводов или изгнания нечистых духов и персонажей (зимы, масленицыведьмырусалки и т. п.).

Игра солнца


Рассвет на Купалу
Известно поверье, согласно которому на Ивана Купалу солнце на восходе переливается разными цветами или подпрыгивает, мигает, останавливается и т. п. Чаще всего об этом явлении говорят; солнце играет или скачет; в отдельных традициях также купается, прыгает, танцует, пляшет, гуляет, дрожит, веселится, вертится, кружится, кланяется, меняется, цветётсолнце до венца идёт (полес.).
Жители некоторых районов Болгарии считают, что утром в Иванов день на небе появляются три солнца, из которых только среднее «наше», а остальные — его братья — светят в другое время и над другими землями.
По некоторым поверьям, игру солнца не каждому дано увидеть: это явление открывается только праведному человеку или предвещает нечто важное, может предсказывать скорую смерть и т. п. (полес.), его можно наблюдать только с помощью особых приемов, например, через решето, стоя на пороге дома (словен.), через щель (полес.) и т. п. В Орловской губернии говорили: «Это надо красную рубашку надеть да и стать с зеркалом, а так разве увидишь?»

Купальские песниКупальские песни

По мнению многих фольклористов, содержание купальских песен слабо связано с обрядовыми действиями и мифологическим смыслом праздника. Среди разножанровых текстов купальского цикла много лирических песен с любовной и семейной тематикой; шутливых припевок-перебранок между парнями и девушками; песен хороводных и игровых; баллад и т. п. Их принадлежность к купальским песням определяется специфическими («купальскими») типами напевов и приуроченностью к конкретному календарному периоду. В другое время исполнять такие песни было не принято.

Народные поверья и обычаи

  • В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьилопухабогородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
  • Опахиваются сельские дороги, чтобы «сваты скорее приезжали», или прокладывают борозду к дому парня, чтобы он быстрее посватался[44].
  • В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
  • В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
  • Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
  • В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
  • Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.
  • На Украине на Ивана Купалу девушки для русалок вешали на деревьях полотенца, сорочки и пряжу, а также венки на берёзах, так как считалось, что в эту ночь русалки возвращаются в землю.
  • В большинстве случаев голос, услышанный человеком на Купалу, когда рядом никого нет — предвещает ему смерть; то же значение придаётся сну, в котором человек якобы слышит чей-то голос.
  • По украинским поверьям, росой, собранной рано утром на Ивана Купалу и сохранённой в горшке за образами, — можно вызвать дождь.
  • Чтобы гусеницы не ели капусту — в Иванов день надо воткнуть в капустные грядки головешки из купальского костра (пол., галиц., словац.).
  • В черниговском Полесье на Ивана Купалу забивали во дворе «кол с корою» и насаживали на него коровий череп, «шоб уража́й, дўор бага́тый буў».
  • Всем славянам известна кость-невидимка (её получали, сварив на святках или в ночь на Ивана Купалу черную кошку), которая якобы делала своего владельца невидимым.
  • На Украине верили, что хлеб с солью, пролежавшие на крыше ночь на Ивана Купалу, приобретают лечебные свойства (ровен.).

Поговорки и приметы

  • В купальскую ночь нельзя спать — можно увидеть ведьму.
  • В этот день ведьмы из ада выходят.
  • Иван Купала — обливай кого попало.
  • Перескакивание чрез огонь избавляет от очарования (сглаза, ворожбы).
  • Огонь очищает от всякой скверны плоть и дух.
  • Умывание купальской росой придаёт лицу свежесть, красоту и прелесть.
  • Иван-Купала — праздник очищения огнём и водой.
  • В купаньи утренней росою — очищение тела и избавление от болезней.
  • Кто носит на себе траву архилин — тот не будет бояться ни дьявола, ни еретика, ни злого человека.
  • Под корнем чернобыльника, отыскивают земляной уголь, исцеляющий чёрную немочь и падучую болезнь.
  • Белорусы из предосторожности запирают в Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору.
  • Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала.
  • На Ивана Купала появляются светлячки — ивановские червячки.
  • «Купалны Иван — это ж такая ноч, токо и пользовались волшэбники» (полесье).
  • «Купальську вербу ламають і кидають по грядках, по огірках, — щоб рясно родили» (укр.).
  • Уходя от купала (костра), нельзя оглядываться, чтобы не догнала ведьма, которая обязательно там присутствует.
  • Иванов день пришёл, траву собирать пошёл.
  • 24-го июня совершается первый торжественный выезд солнца в далекий зимний путь: дни с этой поры начинают уменьшаться, а ночи — прибывать всё заметнее.
  • На Ивана Купалу «солнце трижды останавливается».
  • На Иванов день цвет, на Ильин-то день — хлеб.
  • Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке (южн.).
  • «Не їдять до Купайла ягід, бо коли хто буде їсти, то його померлі кревні на тім світі не будуть їсти ягід через те, що їхню пайку на цім світі з'їли живі. Через це ж не можна їсти яблук і грушок до Спаса» (укр.).
  • «Кукушка перестаёт кукать, а есьли будет кукать то будет протяжная тёплая осень» (белорус.).
  • Пройти до солнышка два прокоса — ходить не будешь босо.
  • Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо. Когда сено гнило, тогда в сусеке мило.
  • До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу!
  • До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека.
  • Перед дождём цветы сильнее пахнут.
  • На Иванову ночь звёздно — много будет грибов.
  • Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало, и они будут пустые.
  • Сильна роса на Ивана — к урожаю огурцов.