20 окт. 2015 г.

Светла́на Алекса́ндровна Алексие́вич - лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года

Image result for писательница Светлана Алексиевич



Святлана Аляксандраўна Алексіевіч 

Святлана Аляксандраўна Алексіевіч, родилась 31 мая 1948 года, Станислав, Украинская ССР — советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов.  Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года. Первый нобелевский лауреат в истории независимой Белоруссии

Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд». Произведения Алексиевич посвящены жизни позднего СССР и постсоветской эпохи, проникнуты чувствами сострадания и гуманизма.



Image result for писательница Светлана Алексиевич

Светлана Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в западноукраинском городе Станиславе (ныне — Ивано-Франковск, Украина). Отец — белорус, мать — украинка. После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Белоруссию, отец и мать работали сельскими учителями. Мать отца умерла от тифа в партизанах, из троих её сыновей двое пропали без вести, а отец Светланы Алексеевич вернулся с фронта. Отец матери погиб на фронте.[4] Прадед отца тоже был сельским учителем.[5] По её словам, всё своё детство провела в украинском селе, в Винницкой области.[6]

В 1965 году окончила среднюю школу в Копаткевичах Петриковского района Гомельской области.

Работала воспитателем, учителем истории и немецкого языка в школах Мозырского района, журналистом газеты «Прыпяцкая праўда» («Припятская правда») в Наровле.

В 1972 году окончила факультет журналистики БГУ, начала работу в «Маяке коммунизма» — районной газете в Берёзе Брестской области. В 1973—1976 годах работала в белорусской «Сельской газете», 1976—1984 годах — руководитель отдела очерка и публицистики журнала «Нёман».

В 1983 году принята в Союз писателей СССР[7].

С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии[8]. C 2013 года снова живёт в Белоруссии[9].

Творчество
Светлана Алексиевич работает в художественно-документальном жанре. Среди своих учителей она называет Алеся Адамовича и Василя Быкова[10].

Первая книга Алексиевич «Я уехал из деревни» — собрание монологов жителей белорусской деревни, переехавших в город — была подготовлена к печати в 1976 году, однако набор книги был рассыпан по указанию отдела пропаганды ЦК Компартии БССР[5] за критику жёсткого паспортного режима и «непонимание аграрной политики» партии.

Первая опубликованная книга Алексиевич «У войны не женское лицо» была написана в 1983 году. Эта документальная повесть, основанная на записях рассказов женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне, была впервые опубликована в журнале «Октябрь» в начале 1984 года (в журнальном варианте)[13], ещё несколько глав вышли в том же году в журнале «Нёман». Часть воспоминаний была вычеркнута из книги цензорами (обвинявшими автора в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины) или самим автором[5][14]; в более поздних изданиях многие из этих пропусков восстановлены[14]. В 1985 году книга вышла отдельным изданием одновременно в нескольких издательствах, общий тираж к концу 1980-х достиг 2 млн экземпляров[15]. По книге было поставлено множество спектаклей. Публикации книги предшествовало создание по сценарию Светланы Алексиевич режиссёром Виктором Дашуком одноимённой серии семи документальных телефильмов (1981—1984).

Вторая книга писательницы, «Последние свидетели: книга недетских рассказов» (1985, в последующих изданиях использовались варианты подзаголовка «Соло для детского голоса», «Сто недетских колыбельных», «100 недетских рассказов») основана на воспоминаниях о Великой отечественной войне тех, кто пережил её в детском возрасте. Третья книга, «Цинковые мальчики» (1989) рассказывает об Афганской войне словами матерей, потерявших в этой войне своих сыновей. Книга 1993 года «Зачарованные смертью» посвящена проблеме самоубийств, вызванных эпохой резких социальных перемен в бывшем Советском Союзе. В 1997 году опубликована «Чернобыльская молитва», книга, написанная на основе бесед со свидетелями Чернобыльской катастрофы. В 2013 году выходит книга «Время секонд хэнд», в которой Алексиевич рассматривает проблему влияния истории страны на сознание её граждан, в частности формирование феномена «советского человека». Книги Алексиевич образуют цикл «Голоса Утопии». Работа над циклом продолжается[16].

В конце 1990-х годов была начата[17] работа над книгой «Чудный олень вечной охоты», включающей рассказы о любви, по состоянию на октябрь 2015 года работа над книгой продолжается.[18]

Книги Светланы Алексиевич переведены на английский, французский, немецкий, шведский, польский, китайский, норвежский и другие языки[19]. Общий тираж иностранных изданий «Чернобыльской молитвы» составил более 4 миллионов экземпляров[20].

К 2015 году Алексиевич стала лауреатом множества иностранных литературных премий и наград. Среди них — премия Ремарка (2001), Национальная премия критики (США, 2006), приз читательских симпатий по результатам читательского голосования премии «Большая книга» (2014) за книгу «Время секонд хэнд», а также премия Курта Тухольского «За мужество и достоинство в литературе», премия Андрея Синявского «За благородство в литературе», российская независимая премия «Триумф», лейпцигская книжная премия «За вклад в европейское взаимопонимание», немецкая премия «За лучшую политическую книгу» и имени Гердера. В 2013 году Светлана Алексиевич стала лауреатом Международной премии мира немецких книготорговцев[15]; получила золотую медаль белорусского конкурса «Брэнд года-2013»[21][22].

Светлана Алексиевич — автор боле двух десятков сценариев документального кино и трёх театральных пьес.[5]

Нобелевская премия
В 2013 году Светлана Алексиевич считалась одним из претендентов на Нобелевскую премию по литературе[23], однако премию получила канадская писательница Элис Манро.

В 2015 году Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время»[24][3]. Светлана Алексиевич — первый нобелевский лауреат в истории независимой Белоруссии; она стала первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе[25][26]. Впервые за полвека премия была присуждена писателю, преимущественно работающему в жанре документальной литературы; при этом впервые в истории Нобелевская премия по литературе присуждена профессиональному журналисту[27].

Алексиевич последовательно выступала против политики президента Александра Лукашенко[35]. Государственные издательства Белоруссии прекратили выпуск её книг после прихода А. Лукашенко к власти[36][37]. В то же время, она критиковала оппозицию за то, что в ней «нет политиков», а есть «культурологи, мечтатели и романтики»[38].

После крымских событий выступила в немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung с осуждением российской политики в отношении Украины[29].

На читательской встрече в Варшаве 13 мая 2015 года, посвящённой выходу книги «Время секонд-хэнд», Светлана Алексиевич, комментируя вооружённый конфликт на востоке Украины, заявила, что «Это страшно, что вместо того, чтобы разговаривать, люди начинают стрелять в друг друга. Но я бы не сказала, что это только в русском народе», что литература «должна писать о том, что надо „убивать“ идеи, надо спорить, а не убивать людей», и объяснила текущее кровопролитие тем, что человек «за последние 200 лет почти 150 лет воевал. И никогда не жил хорошо», при этом жителей постсоветского пространства «вначале 70 лет обманывали, потом ещё 20 лет грабили», в результате чего среди них появились «очень агрессивные и опасные для мира люди» и сформировались низкая ценность человеческой жизни и приоритет величия государства над качеством жизни.[39]

На пресс-конференции 8 октября 2015 года, в день получения Нобелевской премии, Светлана Алексиевич противопоставила «добрый русский мир, гуманитарный русский мир, тот мир, которому до сих пор поклоняются все — литературе, балету, музыке великой» нелюбимому ей миру Берии, Сталина, Путина и Шойгу. Такое отношение вызвано тем, что, по её мнению, ситуацию в России спровоцировали так, что «86 % людей стали рады тому, как убивали людей в Донецке, и смеялись над этими „хохлами“»[40].

Литературные произведения
Художественно-документальный цикл книг «Голоса Утопии»[41][42]
«У войны не женское лицо» (опубликована в 1985 году)
«Последние свидетели» (1985)
«Цинковые мальчики» (1989)
«Чернобыльская молитва» (1997)
«Время секонд хэнд» (2013)
Другие произведения
«Зачарованные смертью» (белорус. 1993, рус. 1994)
Драматургия
Светлана Алексиевич — автор трёх пьес[5], включая пьесу по книге «У войны не женское лицо»[43] и пьесу «Марютка» (1987) об эпохе сталинизма.[44]

Награды
Орден «Знак Почёта» (СССР, 1984)[58]
Медаль имени Святой Евфросиньи Полоцкой[59]
Литературная премия имени Николая Островского Союза писателей СССР (1984)[58]
Премия журнала «Октябрь» (1984)[58]
Литературная премия имени Константина Федина Союза писателей СССР (1985)[58]
Премия Ленинского комсомола (1986) — за книгу «У войны не женское лицо»[58]
Премия «Литературной газеты» (1987)[58]
Премия имени Курта Тухольского Шведского ПЕН-клуба (1996) — «За мужество и достоинство в литературе»[58]
Премия имени Андрея Синявского редакции «Новой газеты» — «За творческое поведение и благородство в литературе» (1997)[58]
Премия журнала «Дружба народов» (1997)[58]
премия «Триумф» (Россия, 1997)[58]
Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание (1998)[58]
премия Гердера (1999)
Премия Ремарка (2001)
Национальная премия критики (США, 2006)
Премия Центральноевропейской литературной премии Ангелус (2011) за книгу «У войны не женское лицо»[60]
Премии имени Рышарда Капущинского (Польша) за книги «У войны не женское лицо» (2011) и «Время секонд хэнд» (2015)[61][62]
Премия мира немецких книготорговцев (2013)[63]
Премия Медичи за эссеистику (2013, Франция) — за книгу «Время секонд хэнд»[64]
Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция, 2014)[65]
Приз читательских симпатий по результатам читательского голосования премии «Большая книга» (2014) — за книгу «Время секонд хэнд»[66]
Нобелевская премия по литературе (2015) — «За её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время»[67]