Что делать, если ваш начальник пытается вас запугать
- 29 марта 2016
Этот начальник следит за каждым вашим движением. А из-за этой начальницы вы боитесь лишний раз вздохнуть. Обозреватель BBC Capital рассказывает, как справиться с боссом, привыкшим держать всех в ежовых рукавицах.
Возьмем руководителя одной европейской юридической фирмы, который достиг вершины карьерной лестницы благодаря тактике устрашения. Или, например, владельца британского хедж-фонда, заставлявшего менеджеров оценивать работу коллег после каждой внутренней встречи.
А еще был один руководитель предприятия аэрокосмического комплекса во Франции, который стремился выставить подчиненных неправыми при любом удобном случае.
Эти три начальника снятся работникам в кошмарных снах. Их подход к управлению персоналом сводится к следующему: чтобы добиться результатов, надо запугать подчиненных.
"Страх – наиболее фундаментальная, первичная из человеческих эмоций, и многие склонны использовать ее бездумно", - полагает Джоан Кингсли, организационный психотерапевт из Лондона.
- Плохой начальник так же вреден, как пассивное курение
- Как реагировать на критику начальства
- Что делать с офисным хамом, если он - ваш босс
- Другие статьи BBC Capital на русском языке
Зачастую руководители, выбирающие тактику запугивания, стремятся улучшить показатели и продемонстрировать прекрасные результаты. В конце концов, именно это позволило им сделать карьеру.
Однако рано или поздно атмосфера страха возымеет обратный эффект, утверждают эксперты.
Мало кто может преуспеть при деспотичном начальнике. Сначала человека настигает стресс, а потом и нервное истощение.
Так почему же устрашение офисных работников некоторые считают эффективной стратегией для достижения рабочих результатов?
В отличие от дикой природы, где страх может оказаться критичным для выживания, офисный страх заставляет нас тревожиться о том, как нас воспринимают другие люди.
Это делает нас уязвимыми для манипуляций или заставляет терпеть пренебрежение и несправедливость.
"По умолчанию человек запрограммирован на то, чтобы выглядеть хорошим в глазах других людей и избегать обратного", - поясняет Дэвид Каннингем, эксперт по межличностному общению из Филадельфии. Он ведет семинары в компании Landmark, специализирующейся на личностном и профессиональном росте, тренингах и развитии.
В действительности проще добиться результатов в такой корпоративной культуре, где менеджеры не заставляют подчиненных включать инстинкт выживания.
Без страха создается среда, в которой нормально ставить под вопрос логику толпы, выражать неуверенность в выбранном направлении или задавать простые вопросы, считает Каннингем.
"Когда коллектив работает слаженно, ваши повседневные действия, образ мышления, чувства и эмоции могут быть обусловлены преданностью делу, а не заботой о том, чтобы хорошо выглядеть в глазах окружающих", - говорит он.
Зачем начальникам нужен ваш страх
Если страх создает напряжение на работе, зачем вообще руководители пытаются управлять людьми с его помощью?
Краткосрочный эффект от него возможен, но, по мнению экспертов, в долгосрочной перспективе игра не стоит свеч.
Это объясняется, в частности, неприступностью начальников, склонных запугивать подчиненных: говорить с таким человеком о сложившейся ситуации слишком рискованно. В результате формируется неправильная оценка происходящего в компании.
Возможно, их преследуют собственные страхи, или им не хватает уверенности в себе? Или же они еще в детстве поняли, что самая результативная тактика – угрожать неприятными последствиями?
Энн Такер, управляющий партнер компании Grey Matter Partners (консалтинговое агентство для руководителей в американском городе Белвью, штат Вашингтон), говорит, что многие боссы просто не осознают, какую тревогу они вызывают у подчиненных.
"Каждый человек – всегда герой собственной истории. Если вам кажется, что кто-то ведет себя некрасиво, руководствуется низменными побуждениями или непонятными вам мотивами, то это не совсем так, - считает Такер. - С точки зрения другого человека ситуация выглядит совершенно иначе".
"Страх возникает из-за неопределенности, из-за незнания. Когда вы не понимаете другого и не можете предсказать чужие действия, вас это так или иначе пугает".
"В большинстве случаев люди не пользуются страхом намеренно. Они пытаются решать проблемы, однако их способ решения этих проблем заставляет других чувствовать неопределенность", - объясняет она.
Фиксируйте и выжидайте
Ведите подробные записи о происходящем. Заносите в них время, число, место, разговоры и имена говоривших, советует Джоан Кингсли.
Эта информация будет нужна в качестве доказательства того, что с вами плохо обращались продолжительное время.
Лучше всего записывать всё дома в блокноте, а не на электронные устройства – так ваши заметки не увидят посторонние.
Записи помогут вам вспомнить подробности происходившего и доказать, что подобное поведение имело место не раз, если вам придется защищать свое право сохранить рабочее место или рассказывать о своей позиции в отделе по работе с персоналом.
В той европейской юридической фирме, где женщина-руководитель заставляла своих подчиненных до смерти бояться любой ошибки, им не к кому было обратиться.
Работники считали, что кадровики действуют скорее в интересах руководства, чем в интересах обычных сотрудников.
Женщине, которая поделилась своей историей, пришлось и дальше сосуществовать с нелюбимой начальницей.
"От нее всегда исходила какая-то угроза. Даже когда она говорила "доброе утро", было непонятно, имеет ли она это в виду на самом деле", - рассказывает женщина, попросившая оставить свое имя в тайне.
Происходившее в отделе вскрылось, когда его возглавил новый начальник. Он обнаружил, что коллектив проверяет каждую мелочь по два-три раза, опасаясь допустить ошибку.
"Вначале он не понимал, почему люди ведут себя таким образом, а потом осознал, что сотрудники жили в перманентном страхе и тревоге", - говорит женщина.
Ее отделу повезло избавиться от тирана, однако их бывшая начальница по-прежнему работает в компании: ее продвинули по службе за привлечение новых клиентов и за представление компании в выгодном свете.
Стратегии ухода
Иногда лучшее решение – это покинуть токсичную рабочую атмосферу, пропитанную страхом, особенно если по официальным каналам обратиться за помощью нельзя, считает Кингсли.
Джоан Кингсли (автор книги "Организации, где отсутствует страх: открытия в области нейробиологии, способные изменить атмосферу в компании"), рассказала обозревателю BBC Capital историю о менеджере хедж-фонда в Лондоне, который заставлял коллег оценивать друг друга.
Ее клиент, проработавший в том хедж-фонде три года, был этим шокирован и чувствовал себя очень неловко, когда его оценивали после каждой встречи – и когда его заставляли делать то же самое по отношению к другим.
"Все приносят на встречи свои iPad-ы и отмечают активность присутствующих, - рассказывает Кингсли. - В результате срабатывает стадный инстинкт. Если люди чувствуют, что руководитель недоволен определенным сотрудником, то они начинают говорить вещи, которых предположительно от них хочет услышать руководитель".
В конце концов клиент Кингсли покинул компанию; вскоре после этого у него произошел эмоциональный срыв.
"Он собирался выйти на новое место работы, однако ему пришлось на год уйти и пройти курс интенсивной психотерапии, чтобы восстановить самооценку и уверенность в себе", - поясняет эксперт.
Не принимайте их всерьез
Еще один способ бороться с запугиванием – не воспринимать его всерьез или же поразмыслить, что заставляет обидчика вести себя столь агрессивно.
Именно так поступила работница предприятия аэрокосмического комплекса на юге Франции, столкнувшись с менеджером, который применял тактику устрашения.
"Он постоянно давил на нас, пытаясь добиться результатов, - говорит женщина, попросившая не указывать своего имени. - Его собственный начальник его обожал, ведь он и правда добивался впечатляющих результатов от подчиненных".
Этой женщине удалось игнорировать поведение босса, поскольку у нее уже был опыт общения с людьми, пытавшимися ее запугать – в том числе и на личном фронте.
"Когда тот жуткий менеджер регулярно пытался меня достать, доказывал мою неправоту и обвинял меня во лжи, я смотрела на него и думала: 'Бедный больной человек. Если тебе нужно создавать атмосферу страха, у тебя, наверное, очень грустное прошлое'".