Около Новогрудка местный предприниматель Сергей Коваль построил необычный дом-музей «для всех людей», двери в котором открыты для любого желающего круглые сутки, рассказывает TUT.BY. В Новогрудке бизнесмена все называют Французом. Почему — никто уже и не помнит. Говорят, мужчина получил наследство от какого-то французского родственника. Или, может быть, так его прозвали за чудачества? Тем не менее, прозвище к нему прицепилось, кажется, навсегда.
Озеро Литовка, что в 7 километрах от Новогрудка, окутано легендами. Его воспел в своей поэме «Гражина» Адам Мицкевич. Здесь несколько лет назад выкупил дом Сергей. И стал строить там свою реальность. Или сказку. Сразу и не поймешь.
Дом Сергея сначала производит достаточно странное впечатление — эдакий деревенский китч: богато украшенные лепниной комнаты, бархатные занавески, антикварная мебель, разноцветные подушки, кованые вещи и много позолоты.
И участок, и дом вечно полны чужих людей: они гуляют по нему бесплатно и без присмотра. Изучают, удивляются, на всякий случай здороваются со встречными — такими же случайными путниками — и растерянно смотрят по сторонам.
— Да я просто подарил этот дом всем людям, — объясняет бизнесмен. Как будто это в порядке вещей.
Строительные работы в имении все еще продолжаются — по двору туда-сюда снуют рабочие. Они здесь еще и экскурсоводы: все расскажут и покажут, а потом предложат самому исследовать территорию необычной усадьбы.
И вот, заглядывая во все комнаты дома, здесь бродят школьники, которые приехали в Новогрудок на экскурсию. Дети с удовольствием фотографируются во дворе на фоне стимпанковского забора или маленького домика, похожего на строение из мультика про смурфов, и пугаются необычному обустройству спальни, которая находится в отдельном помещении.
Мы стоим около одной из беседок, богато украшенной мозаикой и чем-то напоминающей работы известного архитектора Гауди. Парк Гуэль в миниатюре!
— И что? Здесь можно побыть, сколько хочешь?
— Да, ведь это все подарено людям, — улыбается один из строителей.
За архитектуру и новые идеи отвечает кошка Катя
Сергей говорит, что все эти китчевые идеи — не его, а кошки Кати. Вот, мол, у кого фантазия! А бизнесмен и рабочие, дескать, только исполнители.
Согласиться с такой реальностью очень непросто. Сначала думаешь: вот перед тобой стоит взрослый и серьезный человек — и рассказывает какие-то сказки. Что все здесь появилось в ночь Кровавой луны: упали метеориты, прилетел дракон и поселился на реке, а кованая собака на заборе в определенное время оживает. Потом, через несколько часов пребывания здесь, эти легенды начинаешь принимать, еще чуть позже — уже веришь. Реальность, кажется, начинает меняться.
Жаба душит человека с миром в руке
— Здесь же просто удивительная энергетика. И все крутится вокруг желаний людей. Именно они и являются главной двигающей силой нашего «вечного» двигателя. Да-да, у нас и он есть. А желания — это что? Они обязательно превращаются в действия, — говорит Сергей.
Кажется, он живет в своем особенном мире, а дом — проводник той самой, непонятной нам, реальности.
Закономерно возникает вопрос — откуда деньги на столь амбициозный проект и оплату рабочих? Усадьба дохода не приносит. Сергей говорит, что за свою жизнь заработал достаточно денег (в Новогрудке у него — гостиница), чтобы сейчас тратить их на то, что хочется. А хочется многого. Говорит, «7 миллиардов планов в голове — его земной жизни на все это не хватит».
— А что будет с домом после вас?
— Дом принадлежит людям. Они сами придумают потом, что с ним делать.
За свое детище мужчина спокоен. Уверен, что найдутся такие же, как и он, люди, готовые и дальше развивать его дело. Сами найдутся, когда придет время.
Дом, кстати, — не единственный подарок людям от Сергея. В сентябре в Новогрудке торжественно открыли памятник детям — жертвам Холокоста. Прототипом стала маленькая жительница Новогрудка Михла Сосновская, которая смогла убежать из заточения, но была затем поймана и расстреляна.
Профинансировал возведение мемориального знака Сергей. Об истории девочки бизнесмен узнал случайно — в Новогрудке ставили спектакль о гетто. Сергей принимал в нем участие. Во время одной из репетиций, которые проходили в здании музея, увидел фотографию девочки. Заинтересовался. А чуть позже оказалось, что в гетто погиб его двоюродный дедушка.
На прощание спрашиваем, зачем Сергею все это надо. Он лишь пожимает плечами: в его реальности таких вопросов не возникает.
А ещё про таких как Сергей многие люди говорят (сам слышал): да не свои деньги делает, и дальше у разных людей разные фантазии - это райисполком дает, это на деньги зарубежных спонсоров.
которые не в состоянии сделать для других хорошее бесплатно или дать что-то другим просто так.