За руль без водительских прав? Во Франции это возможно
На дорогах Франции часто можно встретить необычные маленькие автомашины: это VSP (voiture sans permis) - "экипаж без разрешения". Эти двухместные микроавтомобили можно водить без прав, а за руль может сесть любой человек старше 14 лет, пройдя 4-часовой курс обучения.
Никто не знает, сколько таких машин бегает по французским дорогам, но у нас в Бретани, где я живу постоянно, их немало.
В четверг, когда открывается местный рынок, множество таких экипажей, чьи двигатели производят характерный высокий по тону звук, который напоминает пылесос, работающий на полной мощности, собираются на городской площади.
За рулем такой машинки, способной развивать скорость до 45 км/час, как правило, сидит местный пожилой фермер, который привозит на рынок свой товар. Это он не имеет "разрешения" или попросту водительских прав, а вовсе не машина.
Такие VSP весьма популярны в сельской Франции, где население стремительно стареет и не богатеет. Они считаются анахронизмом, у которого нет будущего. Но при этом их число не уменьшается.
Очень часто они имеют весьма потрепанный вид - пластиковые панели кузова отваливаются и держатся на проволоке или липкой ленте, бампер крепится какой-нибудь бельевой веревкой.
Мой нотариус, фигура важная в жизни города, признается, что по рыночным дням она боится выезжать на дорогу. Особый страх у нее вызывают старушки за рулем таких машинок. Очень часто мужчина, который всю жизнь водил такой экипаж, отправляется в лучший мир, а его вдова наследует аппарат и садится за руль.
В сельской местности без машины обойтись невозможно и поэтому пожилая женщина медленно и осторожно пробирается по дорогам в город. Большого вреда окружающим она причинить не может, а страховка становится неподъемной только, если водитель причинит кому-нибудь травму. Но чаще всего дело ограничивается сбитым зеркалом или царапиной на кузове, что покрывается страховкой.
Я говорю нотариусу, что не понимаю, почему машины VSP до сих пор существуют.
"Ну, если у нас человека лишают прав, что лучше - чтобы он сидел за рулем гораздо более мощной и опасной машины?" - отвечает она, пожимая плечами.
И действительно, очень часто француз, лишенный судом прав на год или более за вождение в нетрезвом виде, выходит из зала суда и прямиком направляется в местный автомагазин, торгующий машинками VSP.
Как правило, через несколько часов такой человек уже оказывается на дороге. Обходится это не очень дешево - если на вас висит обвинение в вождении в нетрезвом виде, страховка обойдется вам в 85 евро в месяц. В магазине без такой страховки машину вам не продадут, но всегда можно одолжить ее у приятеля.
Я стала расспрашивать посетителей нашего местного бара, почему они водят VSP, но истинных причин они почему-то открывать мне не хотели.
Один старик рассказал мне, что не хочет сдавать на полные права, потому что экзамен на них для него слишком сложен. Но потом я услышал от владельца бара иную версию - один из его регулярных посетителей лишился прав и купил себе VSP. Когда права ему вернули через год, он перепродал машинку своему собутыльнику, у которого тоже только что отобрали права. Затем машину перепродавали еще два раза, и в конце концов ее первоначальный владелец, который не утратил своей любви к спиртному, выкупил ее обратно.
"Такие дела", - бармен пожимает плечами. Надо сказать, что пока я занималась всем этим расследованием, вокруг меня столько людей пожимали плечами, что я подумала, что для этого есть особое французское слово. Оказалось, что нет.
Я решила разведать, трудно ли приобрести такую машину, и отправилась в местный автомагазин, а вернее, просто в автомастерскую, которая торгует тракторами и мотокосилками.
Продавец поведал мне, что они продают в среднем по три такие машинки в неделю. И что, ее может купить каждый? "Ну конечно, - говорит он, - если только у него есть страховка".
Кроме того, здесь продавец сажает покупателя за руль и выезжает с ним в город. Если такой выезд кончается благополучно, ничто не может помешать продаже.
"Вы берете на себя большую ответственность, не так ли?" - спрашиваю я. Ответом мне служит еще одно красноречивое пожатие плечами.
Тут же я узнала о том, что есть и новое поколение VSP. Такие машинки считаются "спортивными" моделями, хотя имеют тот же предел скорости - 45 км/час. Но за 14 тысяч евро вы приобретаете машину с кондиционером, видеокамерой заднего вида и шикарной акустической системой.
Такие автопроизводители как Microcar, Axiam, Ligier и другие рекламируют свою продукцию среди молодежи. Да, на такой машине нельзя выезжать на автомагистрали, но зато она экономична в эксплуатации, может развернуться на "пятачке" и ее легко парковать.
Реклама направлена и на родителей молодых людей. С ноября прошлого года такие машины можно водить с 14 лет, а ездить на них безопаснее, чем на мотороллере.
Нынешняя редакция закона требует от молодых людей сдавать экзамен на знание правил движения, но если вы родились до 1988 года, когда был принят закон, от экзамена вы освобождаетесь. Никаких проверок навыков вождения не проводится, требуется только четыре часа провести за рулем в сопровождении другого водителя.