22 янв. 2016 г.

ЖКХ. Актуально. Новое.


Что изменилось?

 с использованием статьи: Александр ГОРБАЧ, юрист 


Вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» (далее – Указ № 535, Указ) 

В первую очередь следует отметить, что Указ № 535 вносит значительные изменения в саму структуру платы за основные ЖКУ, то есть, те услуги, которые эксплуатирующая организация обязана оказывать потребителям, а они, в свою очередь, не имеют права от них отказаться.
  
…и как стало?


Указом № 535 установлено, что к основным ЖКУ относятся:

техническое обслуживание;
текущий ремонт;
капитальный ремонт;
санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома;
горячее и холодное водоснабжение;
водоотведение (канализация);
газо-, электро- и теплоснабжение;
техническое обслуживание лифта;
обращение с твердыми коммунальными отходами.
Несмотря на то, что в перечне основных ЖКУ добавилось пунктов, самих услуг больше не стало.

Например, коммунальные услуги, как не сложно догадаться, просто разложены на отдельные графы: горячее и холодное водоснабжение; водоотведение (канализация); газо-, электро- и теплоснабжение; обращение с твердыми коммунальными отходами.

Что касается технического обслуживания, то здесь изменения существенные. 
Пунктом 1.2 Указа № 535 определено, что данный вид ЖКУ включает работы по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов, инженерных систем, за исключением лифтов, обеспечению установленных параметров и режимов работы инженерных систем, за исключением лифтов, подготовке жилых домов к условиям весенне-летнего и осенне-зимнего периодов года.

Вместе с тем, санитарное содержание вспомогательных помещений выделено из технического обслуживания в отдельную графу. Также п. 1.7 Указа № 535 определено, что поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома осуществляются за счет средств местных бюджетов базового уровня (за исключением территорий, принадлежащих товариществам собственников и организациям застройщиков). Раньше данный вид работ тоже входил в состав работ по техническому обслуживанию, теперь такие услуги в жировки к оплате вообще не будет включаться. Вместе с тем определено, что поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории, переданной в аренду или для обслуживания жилых домов товариществ собственников, организаций застройщиков, организациям, имеющим в собственности, владении либо пользовании объекты жилищного фонда, осуществляются ими самостоятельно за счет собственных средств.

Еще на одно нововведение следует обратить внимание – техническое обслуживание лифта.

До последнего времени согласно общему правилу, определенному постановлением № 571 (п. 50 Положения), плата за пользование лифтом по субсидируемым тарифам для населения должна была вноситься плательщиками ЖКУ, проживающими на этаже, на котором расположена вторая остановочная площадка лифта, и выше исходя из количества зарегистрированных по месту жительства граждан, за исключением детей до одного года. Что касается каких-то технических работ, связанных с лифтом, то они также входили в общую графу «техническое обслуживание».

Пунктом 1.3 Указа № 535 определено, что плата за техническое обслуживание лифта вносится потребителями ежемесячно соразмерно общей площади принадлежащих им и (или) занимаемых ими жилых помещений и (или) нежилых помещений, за исключением случаев, установленных Правительством, по тарифам на услугу по техническому обслуживанию лифта, устанавливаемым в соответствии с законодательными актами. А согласно ч. 2 п. 1.4 Указа № 535 расходы организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих ЖКУ, на электроэнергию, потребляемую на работу лифтов, возмещаются ежемесячно потребителями, за исключением случаев, установленных Правительством, исходя из количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, а по нежилым помещениям – в соответствии с критериями, определяемыми Правительством. При этом под потребителями понимаются собственники жилого и (или) нежилого помещения, наниматели, поднаниматели жилого помещения, арендаторы жилого помещения, члены организации застройщиков, дольщики, заключившие договор, предусматривающий передачу им во владение и пользование объекта долевого строительства.

Вопрос 1: Будут ли оплачивать техническое обслуживание лифта или расходы на электроэнергию, потребляемую лифтами, жители первых этажей?

Также определено, что расходы организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих ЖКУ, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, за исключением лифтов, в многоквартирных жилых домах, возмещаются ежемесячно потребителями соразмерно общей площади принадлежащих им или занимаемых ими жилых и (или) нежилых помещений. При этом под оборудованием понимается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее два и более жилых и (или) нежилых помещения и находящееся внутри или за пределами жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), групповые приборы учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа.

Отдельно остановимся и на некоторых других нововведениях Указа № 535.

Уборка

Как уже указывалось выше, с технического обслуживания выделено в отдельную ЖКУ санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, под которым, кстати, понимается комплекс услуг по санитарной обработке (уборке) вспомогательных помещений жилого дома, их конструктивных элементов, инженерных систем, в том числе мойка или иная обработка поверхностей вспомогательных помещений, включая дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, в результате чего эти помещения будут соответствовать установленным санитарным требованиям.

Пунктом 1.5 Указа № 535 определено, что потребители, которым принадлежат и (или) которые занимают жилые и (или) нежилые помещения, расположенные в подъезде многоквартирного жилого дома, имеют право отказаться от услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома (за исключением услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации) путем заключения дополнительного соглашения к соответствующему договору и принять решение об осуществлении ими самостоятельного санитарного содержания вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома. Однако такое решение должно быть принято единогласно и оформлено протоколом собрания потребителей либо протоколом письменного опроса.

При этом не говорится, что такое решение может быть принято только в товариществе собственников или организации застройщиков. Следовательно, можно сделать вывод, что это возможно и в тех домах, где нет отношений совместного домовладения, например, в доме, где какая-то часть квартир приватизирована, а остальная находится в коммунальной собственности, а сам дом – под обслуживанием и управлением ЖЭСа. Ведь таких домов, как известно, у нас львиная доля.

Далее указывается, что самостоятельное санитарное содержание вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома, за исключением услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, осуществляется посредством проведения санитарной обработки (уборки) вспомогательных помещений жилого дома непосредственно потребителями в соответствии с графиком, установленным общим собранием. Однако оговорено, что если уборка потребителями самостоятельно не будет осуществляться, уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, товарищество собственников либо организация застройщиков обязаны принять меры по обеспечению надлежащего санитарного содержания вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома путем заключения с организацией, оказывающей данную услугу, соответствующего договора.

Вопрос 2: Почему из смысла последней нормы следует, что решение о самостоятельной уборке все-таки может быть принято лишь в домах, где имеют место отношения совместного домовладения (ТС, ЖПК)? Если это не так, то почему не прописана обязанность ЖЭСов принимать соответствующие меры в случае, если жильцы не производят уборку самостоятельно?



Все на борьбу с вандализмом! Или не все?

С принятием Указа № 535 появилась надежда, что наши исписанные, в том числе, не совсем красивыми словами, подъезды если не уйдут в прошлое, то их станет значительно меньше, поскольку анализируемый нами документ предусматривает, если можно так сказать, ряд мер оперативного реагирования на такие проявления. Проявления эти, кстати, именуются в данном документе актами вандального характера – под таковыми понимаются намеренные действия физического лица, повлекшие разрушение, порчу вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома либо иное причинение ущерба таким помещениям.

Пунктом 1.6 Указа № 535 установлено, что при повреждении вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома, в том числе в результате актов вандального характера, а также выявлении надписей и (или) изображений непристойного характера уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, товарищество собственников либо организация застройщиков обязаны принять меры по устранению указанных надписей и (или) изображений и приведению вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома в соответствие с обязательными для соблюдения требованиями ТНПА, в том числе посредством проведения текущего ремонта. При выявлении указанных выше повреждений в ходе проведения общих осмотров жилого дома организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая ЖКУ, обязана в течение 5 рабочих дней уведомить уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, товарищество собственников либо организацию застройщиков (за исключением ТС либо ЖПК, самостоятельно осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда) для принятия соответствующих мер.

Устранение этих повреждений, надписей и (или) изображений и приведение вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома в соответствие с обязательными для соблюдения требованиями ТНПА осуществляются в течение месяца после выявления либо получения уведомления о выявлении этих повреждений, надписей и (или) изображений. Установлено, что плата за текущий ремонт, произведенный в целях устранения указанных повреждений, надписей и (или) изображений, вносится потребителями для возмещения фактических затрат по текущему ремонту соразмерно общей площади принадлежащих потребителям или занимаемых ими жилых и (или) нежилых помещений без заключения договоров на оказание услуг по текущему ремонту жилого дома.

Вопрос 3: Требования п. 1.6 Указа № 535 касаются только домов, где имеют место отношения совместного домовладения (ТС, ЖПК)? Почему в данном пункте не прописана обязанность ЖЭСов предпринимать аналогичные меры в отношении непристойных надписей в подъездах домов, которые находятся под их управлением и обслуживанием?



Получи индивидуальный котел!

Еще к одному нововведению нужно быть готовым некоторым гражданам – местный исполнительный и распорядительный орган при оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов и на основании технико-экономического обоснования, разработанного в установленном законодательством порядке, может принять решение о переводе вашего дома с централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения на индивидуальное. В этом случае финансирование строительства индивидуальных систем отопления и горячего водоснабжения, уличных распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, внутридомовых систем газоснабжения, в том числе приобретение индивидуальных систем отопления и горячего водоснабжения, осуществляется за счет средств местных бюджетов, после чего эти системы безвозмездно должны передаваться собственникам жилых помещений (кстати, такие доходы граждан не будут признаваться объектом налогообложения).

Порядок перевода эксплуатируемого жилищного фонда граждан с централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения на индивидуальное, должен определить Совет Министров Республики Беларусь. Указом № 535 лишь установлено, что при этом энергоснабжающая организация обязана не позднее одного месяца после завершения отопительного периода уведомить гражданина (абонента) о принятом решении о переводе эксплуатируемого жилищного фонда граждан с централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения на индивидуальное посредством направления заказного письма с обратным уведомлением с предложением о заключении договора на проведение соответствующих работ за счет средств местного бюджета. Гражданин, получивший такое предложение, либо его представитель, уполномоченный в установленном порядке, в течение 30 календарных дней обязан обратиться в энергоснабжающую организацию с заявлением о заключении такого договора или письменно отказаться от его заключения. Необращение гражданина либо его представителя в указанный срок рассматривается как отказ от заключения такого договора. Указанный срок продлевается на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему обратиться в энергоснабжающую организацию (болезнь, нахождение за пределами населенного пункта, иная уважительная причина), при документальном подтверждении такой причины.

В заключение отметим, что Указ № 535 затрагивает также некоторые моменты налогообложения и ведения бухгалтерского учета в организациях ЖКХ, порядок планирования деятельности таких организаций, порядок субсидирования ЖКУ, а также некоторые вопросы льгот для граждан по оплате коммунальных услуг.

В частности, п. 1.16 Указа установлено, что граждане, которым предоставлены льготы по плате за коммунальные услуги в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», освобождаются от платы за оказание коммунальной услуги по снабжению сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок в пределах утвержденных облисполкомами, Минским горисполкомом норм потребления, а граждане, имеющие льготы в соответствии с п. 3 ст. 16 этого же Закона, имеют право на 50-процентную скидку с платы за оказание этой же услуги.

Основные проанализированные нами положения Указа № 535, а именно те, которыми изменена структура ЖКУ и порядок их оплаты, вступили в силу 1 января 2016 г.