1 июн. 2016 г.

Испытано на себе. Бросаем курить – и живем дальше и лучше


Татьяна Матвеева / TUT.BY

Если бы 8 лет назад мне сказали, что я буду давать советы, как бросить курить, ни за что бы не поверила! Я курила целых 17 лет. Не раз пыталась «завязать». Но выдерживала пару дней, максимум неделю, и опять срывалась. Оказалось, бросить курить — не так уж трудно. Мне помогла… ненависть к сигарете.
Замечу: эти советы не для тех, кто утверждает: «Курил, курю и буду курить!». (Я тоже прошла через это.) Они для тех, кого на самом деле сигарета «достала» всерьез.

Вначале признайтесь самому себе: вы — раб сигареты. Ваше утро начинается с вдыхания очередной порции формальдегида, бензола, мышьяка и прочей дряни. Ваш день состоит из бесконечных перекуров (сколько времени насмарку!). Вечер, а тут, как назло, закончилась пачка сигарет. Несмотря на усталость, идете в магазин.

Разве после этого вы не раб?! А еще вы — самоубийца. Чем, скажите, вы отличаетесь от того, кто бросается с моста? Только тем, что у него смерть мгновенная, а вы свою приближаете медленно.
1. Найдите стимул. Самое главное — найти мощную побудительную причину, которая поможет навсегда победить тягу к курению. Каждый выдерживает этот бой по-своему, и ваша «война» может отличаться от той, которую вел ваш друг, коллега, родственник. У каждого курильщика — свой стимул бросить, порой очень неожиданный.



У меня им стала, повторюсь, ненависть к сигарете. В один миг она стала мне настолько противна, что я поняла: проще бросить, чем жить так дальше. К тому же курение не красило еще ни одну женщину. Не хотелось обзаводиться ранними морщинами.

Читала, что один ученый бросил курить, т. к. понял, что тратит много времени на перекуры — он занимался в библиотеке, а «курилка» находилась далеко от читального зала. Кто-то, возможно, бросит, прислушавшись, наконец, к мольбам родных. Вы даже не представляете, какой подарок преподнесете жене (мужу, детям, маме).

2. Пощадите себя. Занудные лекции о вреде этой привычки еще никого не перевоспитали. Многие дымят, ежедневно читая на пачке «Минздрав предупреждает…», если вообще замечают эту надпись. Но каким заядлым курильщиком вы бы ни были и как бы безразлично ни относились к своему здоровью, совсем уж наплевать на свой организм вы не можете. Прислушайтесь к себе: какой-то орган наверняка уже сигналит: «Брось сигарету!».

Однажды я реально испугалась: поднимаясь на третий этаж, почувствовала одышку. «Ничего себе, в 35 лет задыхаться, как чахоточная бабка! А что будет дальше?» — подумала с ужасом.

Медицинские брошюры чаще всего скучны, но не лишне все же открыть такую литературу. Чтобы на этот раз внимательно и без «приколов» прочитать. Возможно, вы откроете что-то новое. Я, например, тысячу раз слышала, что у курильщиков может быть рак или инфаркт. А вот факт, что от курения можно потерять зрение или стать тугоухим, стал неожиданностью.

Каждому из нас кажется, что уж со мной-то ничего такого не случится. Заболеть может Вася, Петя, Маша, Света, но не я. А вы попробуйте представить, что вы, именно вы — такой красивый, умный, успешный — умираете от страшной болезни. И грустный момент прощания с близкими однозначно приблизила сигарета.

3. Не курить дешевле и престижнее. Однажды посчитала, сколько денег уходит на сигареты. Результат поразил: за год я «прокуривала» добротный холодильник. Может, и вы превращаете в дым поездку на море? А еще сэкономленные деньги можно потратить на что-то полезное: подарки близким, милую вещицу для себя…

И еще такой факт: американские психологи объявили, что курение — «привычка неудачников» и людей с низким интеллектом. Меньше всего курильщиков в США среди миллионеров, научной элиты и правительственных чиновников. Самый высокий процент — среди людей, выполняющих низкоквалифицированную работу и с трудом говорящих на родном языке. Дошло до того, что служащие стали бояться курить: а вдруг их причислят к неудачникам?

4. Выберите день. День, когда вы скажете сигарете «прощай!», можно выбрать творчески. Это может быть понедельник или воскресенье, ваш день рождения или именины вашей мамы, День шахтера или День смеха. Неважно, главное, чтобы он стал для вас историческим. У меня это было 13 июля. Для календаря дата ничем не примечательная, а для меня — это было начало новой жизни. Я была тогда в отпуске, и отвлечься помогла смена впечатлений.

5. Сделайте это! Вы сами должны установить программу, как будете это делать — резко или постепенно. Я выбрала первый вариант. Проснулась утром — и больше не курила. «Ломало» и «колбасило» первые 5 дней. Потом отпустило. Важно научиться жить без сигарет после еды и во время стресса. Если у вас это получилось, считайте, что с нездоровой привычкой вы покончили. В основном люди курят от нечего делать, поэтому постоянно старайтесь себя чем-то занять.

6. Посчитайте плюсы. Их столько, что вы собьетесь со счета. Вы начнете улавливать запахи, которых раньше и не представляли. Поймете, что сама сигарета не пахнет, а воняет. Прояснится мозг, начнут приходить классные идеи по работе. Посвежеет кожа. Вы станете более уравновешенным: ложь, что сигарета успокаивает, наоборот, вырабатывает гормоны стресса. Перестанете быть рабом. И зауважаете себя — вы победили! Вам пожмут руку друзья, даже курящие, а уж как обрадуются некурящие родственники! Вы почувствуете себя энергичнее и моложе. И еще больше полюбите жизнь!

7. Поищите минусы. А их вы не найдете. Разве что один. Можете поправиться — так организм отреагирует на оздоровление. Старайтесь делать «вылазки» на кухню пореже и жуйте что-нибудь некалорийное: морковку, яблоко, сухофрукты. Но 3−5 лишних кило все же лучше, чем прокуренные легкие.

Но и этот минус легко превратить в плюс — идите дальше в своем физическом самосовершенствовании. Займитесь спортом. Через три месяца после отказа от сигарет я купила абонемент в тренажерный зал, начала бегать. Со временем втянулась, и теперь спорт — новый наркотик. Это так здорово, когда мышцы «поют» от приятного утомления!

Буду рада, если кому-то помогут эти советы. Только не ищите очередную отговорку — «брошу курить с понедельника». И держитесь, ни в коем случае не срывайтесь! Ведь соблазн закурить будет приходить иногда еще и через год, и через три. Меня полностью «отпустило», по-моему, лет через пять.