31 мая 2015 г.

Как аферистам удается нас обмануть

Колин Баррас BBC Future 15 октября 2014

Жулик
   При помощи психологического воздействия мошенники успешно обирают людей вне зависимости от возраста и уровня образования, пишет корреспондент BBC Future. Жертвой может стать любой, поэтому стоит знать, какие уловки используют преступники.
   Никому из нас не хочется попасться на удочку аферистов, и Дэвид Модич – не исключение. Но его волнует даже не то, что мошенники стремятся обманом заполучить наши деньги, а то, что порой у жертвы отбирают нечто гораздо более ценное - надежду.
   Взять, например, мошеннические схемы на сайтах знакомств. "Люди заходят на такие сайты в надежде устроить личную жизнь, но зачастую сталкиваются с обманом, – рассказывает Модич, который исследует психологические аспекты интернет-афер в Кембриджском университете. – Вот что выводит меня из себя".
   Эти переживания побудили Модича к изучению психологии мошенничества. И он не одинок: в данной области занято множество ученых, а результаты их работы одинаково важны для всех нас – от одиноких людей, занятых поисками своей половинки, до специалистов по сетевой безопасности.
   Модича интересует, почему мы так легко поддаемся на уловки мошенников. Бытует мнение, что жертвами аферистов становятся лишь глупцы и невежды, но опыт опровергает это утверждение.
   Вот, например, Пол Фрэмптон – выпускник Оксфорда, преподававший до недавнего времени физику в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, США. Фрэмптон попал в поле зрения мошенников на сайте знакомств. В результате в 2012 г. его приговорили в Аргентине к четырем с лишним годам тюремного заключения за контрабанду наркотиков.

Жулик
Аферисты часто эксплуатируют ваши самые высокие чувства

   А вот Джон Уорли – психотерапевт, которому по долгу службы полагается знать гораздо больше о контроле над собственным поведением, чем многим из нас. В 2005 г. Уорли судили за банковские махинации и отмывание денег, после того как он стал жертвой распространенной аферы, известной как "нигерийское письмо". Вы получаете электронное письмо от человека, представляющегося нигерийским правительственным чиновником, с просьбой помочь ему за вознаграждение вывести из страны крупное наследство. Однако для того, чтобы уладить все формальности в Нигерии, вас просят вначале перевести автору письма небольшую денежную сумму. Уорли был признан виновным и приговорен к двум годам тюрьмы.
   Развитый интеллект и богатый жизненный опыт – отнюдь не гарантия того, что вас не облапошат мошенники, утверждает Модич. "Если бы это было так, пожилые и более образованные люди гораздо реже попадались бы в ловушку к аферистам. Однако исследованиями эта гипотеза не подтверждается", – подчеркивает он.
   Что именно делает человека уязвимым для подобных преступных схем? Чтобы найти ответ на этот вопрос, Модич с коллегами опросили тысячи людей. Сперва испытуемым предлагали оценить правдоподобность различных афер и рассказать, попадали ли они сами в такие ситуации. Затем следовал личностный тест.
   Исследование выявило ряд характеристик, которые могут быть присущи всем потенциальным жертвам мошенников. Некоторые из них – такие как недостаток самоконтроля – мы, возможно, отнесли бы к потенциально опасному поведению. Другие же, включая доверие к авторитету, стремление поступать так же, как наши друзья, или тенденция к последовательности в поступках, мы, скорее, назвали бы хорошими чертами.

Отмывание денег
Отмывание денег - один из самых популярных мотивов у мошенников

   Для психологов эти выводы, возможно, являются открытием, но мошенникам такие особенности нашего поведения давно известны. Например, говорит Модич, некоторые аферисты втираются к жертве в доверие под предлогом того, что у них якобы есть общий знакомый. Или же преступник может для пущего эффекта отрекомендоваться представителем профессии, пользующейся авторитетом в обществе – врачом или адвокатом.
   Существуют также мошеннические схемы, целью которых является не быстрый отъем денег, а постепенное склонение жертвы к определенному поведению, которое она с большой долей вероятности воспроизведет впоследствии – когда ее действительно будут обирать. Такую стратегию применяют некоторые карточные шулеры.
    "Меня поражает изобретательность мошенников – вероятно, они интуитивно пришли к тем же заключениям, которые сделали мы в ходе научных экспериментов, – говорит Фрэнк Стаяно, специалист по компьютерной безопасности Кембриджского университета. – Вряд ли каждый новый аферист доходит до таких знаний самостоятельно. По всей видимости, преступники делятся ими друг с другом".

Секретное знание

   Неважно, как именно мошенники приобрели эти знания. Сам факт того, что им известны слабые места человеческой психологии, подсказывает, что у преступников можно поучиться точно так же, как и у их жертв. На этом и основано исследование Стаяно. Чтобы выяснить, как аферистам удается заставить нас расстаться с ценностями, он обратился к помощи Пола Уилсона, фокусника и консультанта по системам безопасности в казино. Уилсон – один из сценаристов и участников телевизионного шоу Би-би-си "Настоящие аферисты", в котором команда иллюзионистов облапошивает публику при помощи наиболее распространенных в уголовном мире "разводок" (все отнятые деньги и ценные вещи затем возвращаются хозяевам).

Туз в рукаве
У жулика в рукаве всегда найдется нужный трюк

   Команда Уилсона воспроизвела уже сотни мошеннических трюков на камеру. Однако Стаяно, который быстро стал фанатом телешоу, пришел к выводу, что во всех подобных аферах преступники прибегают к одному или нескольким из семи принципов воздействия на жертву.
   Три из этих принципов сходны с тем, который обнаружил Модич в ходе опроса потенциальных и реальных жертв мошеннических схем. Аферисты задействуют "фактор времени" – уговаривают жертву быстро принять решение, не оставляя ей возможности рационально оценить ситуацию. Кроме того, они используют фактор уважения к авторитету, а также фактор "стадности" – нашу склонность копировать поведение друзей или находящихся рядом с нами людей – с целью усыпления бдительности жертвы.
  Однако у мошенников есть в запасе по крайней мере еще четыре трюка, подчеркивает Стаяно.
  • Это отвлечение внимания – например, при содействии физически привлекательных сообщников.
  • Это эксплуатация наших самых сокровенных желаний с целью притупить нашу способность к рациональному мышлению – вот почему так распространены аферы, связанные с сайтами знакомств.
  • Можно сыграть на страсти людей к быстрой наживе, склонив их к преступному поведению – например, к осознанной попытке отмывания денег, как в случае с "нигерийскими письмами".
  • Наконец, мошенники могут эксплуатировать благонамеренность жертвы против нее самой – зачастую преступники используют стихийные бедствия для рассылки электронных писем с мольбами о помощи, в том числе финансовой.

Старые трюки

    Самое удивительное, говорит Стаяно, что эти методы в ходу у преступного мира уже много столетий. Казалось бы, "нигерийские письма" должны были появиться лишь в эру интернета. На самом же деле разновидность этой аферы существовала в Европе еще в XVI веке.
   Данному обстоятельству есть объяснение, утверждает Стаяно: многие из человеческих слабостей, на которых играют мошенники, в действительности являются нашими сильными сторонами. Он цитирует работу психолога Роберта Чиалдини из университета штата Аризона, известного своими исследованиями психологии убеждения: "Чиалдини объясняет, что доверие к авторитету, например, весьма полезно для мирного сосуществования в человеческом обществе. Не стоит считать жертв мошеннических схем идиотами, они просто демонстрируют поведение, помогающее нам выживать в большинстве ситуаций".

Жульничание в сети
"Нигерийские письма" появились задолго до появления интернета

    Хотя семи принципам психологического воздействия на человека уже много лет, Стаяно отмечает, что специалисты в области безопасности часто их игнорируют, с готовностью возлагая вину за нарушения протоколов безопасности не только на киберпреступников, но и на их жертв – рядовых пользователей. "Среди них распространено мнение, что пользователи только мешают работе систем онлайн-безопасности, постоянно создавая ситуации риска", – говорит он. Стаяно стремится убедить профессионалов в области безопасности в том, что необходимо создавать такие системы, которые учитывали поведение пользователей, а не функционировали вопреки ему.
   Создать такие системы будет непросто. Стаяно убежден, что единственный способ это сделать – побудить специалистов лучше понимать и предугадывать поведение пользователей.
    В качестве примера "легкомысленного" поведения, о котором говорят специалисты по интернет-безопасности, представьте себе, что вы собираетесь приобрести мобильный телефон на онлайн-аукционе. Возможно, вы резонно полагаете, что продавец, чей профиль на сайте пестрит положительными отзывами предыдущих покупателей, заслуживает доверия. Но Стаяно подчеркивает, что в данном случае ваше доверие основано на стадном инстинкте. Вы не можете быть до конца уверены в том, что продавец на самом деле – не мошенник, создавший себе видимость хорошей репутации, совершив несколько сделок со своими подельниками.
     В эту ловушку может попасть любой. Даже Модича однажды обманули. "Я купил в Китае мобильный телефон, а потом обнаружилось, что он не соответствует описанию на сайте", – вспоминает он.
   Скорее всего, нам никогда не удастся полностью обезопасить себя от аферистов. Но если рядовые пользователи и дизайнеры интернет-систем научатся думать как мошенники, определенная степень безопасности достижима.