Международный Красный Крест отмечает сегодня 150 лет. Один из основателей организации – Анри Дюнан – в книге «Битва при Сольферино» призвал лучше защищать раненых солдат в военное время. Вместе с единомышленниками он основал Комитет Красного Креста, и уже через 10 месяцев новая организация сумела убедить правительства принять Первую Женевскую конвенцию. В соответствии с документом армии обязались обеспечить заботу о раненых солдатах вне зависимости от того, к какой стороне они принадлежали, и ввести единую эмблему медицинской службы: красный крест на белом фоне.
В наш век вся забота медиков направлена уже не на солдат, а на мирных жителей. 29 октября, во Всемирный день борьбы с инсультом, портал www.interfax.by напоминает, насколько важно распознать болезнь в первый час после приступа. Ведь инсульт в Беларуси занимает третье место среди причин смерти и первое среди причин инвалидности. Медики давно бьют тревогу: белорусы, которые предрасположены к инсультам, не хотят лечиться, чтобы предупредить наступление болезни. В результате заболеваемость инсультом в нашей стране в 2-2,5 раза выше, чем в европейских странах.
Какие события в истории портал www.interfax.by вспоминает 29 октября?
Казни
1618 год. По приказу английского короля Якова I казнен Уолтер Рейли, гений своего века, блестящий вельможа, ученый, поэт и путешественник, один из последних искателей Эльдорадо, друг Вильяма Шекспира и Фрэнсиса Бэкона. Король Яков боялся одного только упоминания имени Рэйли: «Я слыхал о тебе, Человек», — сказал он вместо приветствия при первом свидании с героем Кадикса и Гвианы.
Что наша жизнь?
Плохая пьеса,
В которой выпало играть.
Сперва костюмы подобрать,
Во чреве матери одеться.
Десяток реплик, мизансцен,
Два - три удачных монолога...
Кто доживет до эпилога
Тому не весело совсем.
Уолтер Рэйли
1937 год. Самый трагический день в истории Беларуси. В ночь с 29 на 30 октября 1937 года в застенках минской тюрьмы НКВД — «американки» — были расстреляны более 100 представителей белорусской интеллектуальной элиты по обвинению в контрреволюционной национал-фашистской деятельности. Среди них 22 литератора: критики и публицисты Макар Шалай, Соломон Левин, поэты Михась Чарот, Алесь Дудар, Валерий Моряков, прозаики Платон Головач, Михась Зарецкий и другие. В следующую ночь кровавый список дополнили новые жертвы, среди которых был поэт Тодор Кляшторный.
Репрессии советской власти в эти дни достигли пика. Быть белорусским писателем, поэтом тогда означало быть опасным преступником, заслуживающим смерти. Многие из арестованных были расстреляны сразу, некоторые погибли в лагерях – в их числе Вацлав Ластовский и Адам Бабареко.
Единственная вина этих людей — “сны аб Беларусі”, в отчаянии и горести писал в стихотворении Янка Купала. Лишь благодаря заступничеству первого секретаря ЦК КПБ Пантелеймона Пономаренко самому Купале, а также Якубу Коласу удалось избежать ареста и расстрела.
По разным данным, в период с 1935 по 1941 годы в урочище Куропаты под Минском было расстреляно от 30 до 200 тысяч белорусов.
***
І зноў прыйшоў, і зноў пабачыў родны край,
І сэрца... сэрца так запаланела.
І зноў лясы агнём зялёным тут гараць,
І зноў я свежы стаў і стаў я смелы.
А ўвесь прастор такім напевам маладым
Свае імкненні ў сэрца мне закінуў.
І хоча так, як гэты месяц залаты,
Стаяць і старажыць сваю краіну.
І жыць там ціха, радасна, як гэта даль,
Шаптацца з ветрам, упівацца сонцам.
І быць румяным, свежым, песні ўсе аддаць,
Каб над табой вясна была бясконца.
І зноў прыйшоў, і зноў пабачыў родны край.
Чаго ж так сэрца, сэрца запалала?
Мо на жалейцы хоча марш хаўтурны граць
Усім надзеям брудным і няўдалым.
Валеры Маракоў
Премьеры
1787 год. В Праге состоялась премьера «веселой драмы» — оперы-буфф В.А. Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник».
Один из самых популярных образов мирового искусства, Дон Жуаном, имеет мало общего с подлинным человеком, жившим в XIV в. Своей литературной жизни Дон Жуан обязан испанскому драматургу Тирсо де Молина, автору пьесы «Севильский соблазнитель», в которой герой, нарушивший законы человеческие и пославший вызов небу, жестоко наказан: статуя убитого им Командора увлекает его в ад. В дальнейшем эта фигура привлекала внимание многих великих писателей — от Мольера и Гольдони до Байрона и Пушкина.
Либретто да Понте было составлено мастерски и предоставляло большой простор творческой фантазии Моцарта. Композитор смело подошел к трактовке темы. В «Дон Жуане» он показал смешное и одновременно трагическое, фантастическое.
1945 год. Первым большим успехом шариковой ручки стало октябрьское утро 1945 года, когда толпа более чем из 5 тысяч человек закупорила вход в универмаг Джимбела в Нью-Йорке. Накануне магазин выкупил целую страницу в New York Times для рекламы товара, который впервые поступал в продажу в США. Объявление гласило: «Фантастически чудесной авторучкой можно гарантированно писать в течение двух лет без заправки!» В тот день магазин продал всю 10-ти тысячную партию ручки по $ 12,50 за каждую.
Вообще, первый известный нам патент шариковой ручки датирован 1888 годом, но в изобретении американца Джона Лауда был один недостаток – вязкость чернил: слишком жидкие протекали, а слишком густые образовывали комки, забивавшие шарик. Лишь в 30-е годы XX века венгерский журналист Джозеф Ласло Биро запатентовал модель, которая не пачкала руки владельца и не оставляла клякс. Почти сразу патент на производство шариковых ручек выкупили ВВС Великобритании для своих пилотов. Перебравшись в Аргентину, Биро перерегистрировал свой патент и с большой выгодой продал его за $1 млн местной компании, которая наладила первое в мире массовое производство. Американский коммивояжер Милтон Рейнолдс, путешествуя по Аргентине, случайно купил несколько шариковых ручек на улице. Деловая хватка не подвела Рейнолдса: он навел справки и узнал, что изобретение венгерского журналиста запатентовано всего в двух странах, а крупнейший и богатейший рынок США не закрыт для него никакими патентами. Рейнолдс поспешил зарезервировать этот рынок за собой. В 1943 году он сам запатентовал шариковую ручку в США и наладил ее массовое производство.
1960 год. Первый бой на профессиональном ринге провел американский боксер Кассиус Клей. Юноше было восемнадцать. Через несколько лет он примет ислам и имя Мохаммед Али. Манера Али вести бои будет легко узнаваема – это огромная скорость, вера в свою неуязвимость и виртуозное мастерство нанесения ударов.
Галина Абрамович
/ interfax.by /
Читать полностью:http://www.interfax.by/article/1140262
опубликовал Вороновский