Россияне уверены, что украинские каратели пытают русских детей, Запад хочет уморить Россию голодом, а принцы на белых лимузинах караулят безработных блондинок за каждым углом. Известные российские журналисты Галина Тимченко, Иван Колпаков (Meduza) и Юрий Сапрыкин (в прошлом - "Афиша") на дискуссионном фестивале Lampa в Цесисе обсудили, как телевизор формирует бытие и сознание российского общества.
Галина Тимченко отметила, что, по данным Reuters, в США человек в среднем потребляет масс-медиа 5,5 часов в сутки, а в России — больше 8 часов. "Вдумайтесь! Люди полный рабочий день впитывают информацию из радио, газет, планшетов, смартфонов, лаптопов. Но 89% россиян считают основным средством доставки информации именно ТВ. Все надежды на то, что интернет станет альтернативой, зоной свободы мысли, обмена разными мнениями, не оправдались. Даже в соцсетях россияне чаще всего обсуждают ток-шоу Соловьева, фильм про Путина и т.п." — уверена Тимченко.
По мнению Юрия Сапрыкина, страсть к голубым экранам связана со стилистикой, выбранной российскими телевизионщиками — даже в новостных выпусках создается бешеный накал страстей и агрессии, на который люди подсаживаются, как на наркотик. "Редактор говорит ведущим и гостям программ: возражайте, нападайте, перебивайте, не соглашайтесь! — поделился своим опытом участия в ток-шоу Сапрыкин.
— В итоге, зрителям важна уже не информация, а драйв и агрессия… Люди смотрят политическое ток-шоу про украинских карателей, распявших мальчика с таким же интересом, как бытовое шоу про 13-летнюю девочку, родившую от 70-летнего мужчины. Это такие переживания, что трудно перейти на более холодную и рассудительную позицию".
Тимченко сравнила телетехнологии с принципом работы McDonald's:
"Когда мы едим натуральную еду, у нас задействованы разные вкусовые рецепторы на разные блюда, а в McDonald's целая лаборатория работает на то, чтобы каждый гамбургер "врубал" сразу все рецепторы. Это действует как сильнейший наркотик… Так и аудитория российского ТВ объединяется вокруг шоу, как источника сильнейших эмоций, в который при новой повестке дня власти внедрили "чужого"… За последний год российское ТВ много раз ловили на лжи, но они присвоили себе право не извиняться. Даже в истории с распятым мальчиком умудрились заявить, что, да, это недостоверно, но ведь никто не доказал, что такого не могло быть!"
По мнению Тимченко, россияне абсолютно дезориентированы в обрушившемся потоке информации: "Если спросить человека на улице, что такое санкции против России, он скажет: нам перестали поставлять продукты. Запад хочет уморить нас голодом. (с огромным удивлением слышал такое мнение и у нас, хотя это и понятно, ведь у нас на ТВ 80% росийского телевидения). Люди не понимают, что это Путин запретил ввоз моцареллы с пармезаном в ответ на то, что ему и его ближайшему окружению перекрыли счета в западных банках и возможность выезда…"
Тимченко полагает, что по-своему воздействуют на зрителя и российские сериалы, в которых доминируют две ярко выраженные тенденции. "Первая — обращенность в "светлое прошлое". В сериалах "Ликвидация", "Исаев", "Оттепель" и тому подобных зрителю рассказывают, как хорошо было в стране советской жить… Вторая — сериалы, которые я называю женскими-жизненными. Ни у одной героини нет вменяемой профессии. Либо она сидела и стала художником-дизайнером, либо она секретарша, на которую свалился принц с белым лимузином. Основные проблемы таких героинь: изменяет или нет, обманул или нет, простить или нет. То есть мы хотим жить, как в советские времена, но с маникюром, в стразах и на белом лимузине. И почему-то ни у кого не возникает мысли, что, как говорила героиня советской картины "Москва слезам не верит" - "прежде, чем что-то получить — надо что-то заработать". Ни разу не покажут, как упорный труд к чему-то привел. Всегда к вершине счастья приводят либо халява, либо сила.
История российского ТВ — история одной большой лжи". Юрий Сапрыкин уверен, что столь высокая народная поддержка Путину связана с тем, что президент России — абсолютная поп-звезда: "Представьте, что в магазине продают только диски Мадонны и по телевидению крутят только ее клипы — будет ли она популярна? Да. В России та же ситуация. Популярность — следствие полного отсутствия альтернатив". С другой стороны, "людям хочется чувствовать себя героями и не хочется — лузерами. А Путин — первый президент за сто лет, который ездит на лошади и не падает. И это производит впечатление". Несмотря на то, что "по телевидению русский народ только и мечтает воевать с фашистами и вводить куда-то танки", по утверждению Ивана Колпакова, "конфликт искусственный — люди не хотят воевать с обеих сторон. Поругали американцев и пошли по своим делам. Это средство психологической мобилизации. Люди, заведенные пропагандой, когда кругом враги и на Путина одна надежда, не замечают бытовых неурядиц и промахов местных властей".
Дискуссию пессимистично подытожила Галина Тимченко: "Думаю, все это надолго и закончится плохо".
//ru.delfi.lt/